История монастыря до ХХ века
История монастыря до ХХ века
18.05.2016
Алексей (мирское имя преподобного), был пятый сын богатого земледельца Никифора Ошевена (родился 1427г.) Долгожданный ребенок родился по усердным молитвам супруги Никифора Фотинии. Сама Божия Матерь вместе с преподобным Кириллом Белозерским явилась ей и обещала рождение сына. Хотя Алексей был младшим сыном, родители чаяли видеть в нем наследника. В 18 лет с дозволения родителей он отправился помолиться в Кирилло-Белозерский монастырь и остался там. Игумену понравился юноша за смирение и вскоре предложил ему принять постриг. Но Алексей отказался, решив испытать себя: он шесть лет прислуживал братии послушником и лишь после принял иноческий постриг.
К тому времени родители его переселились на новое место у реки Чурьюги, получившее название Ошевенской слободы. Преподобный Александр уговорил игумена сходить к родителям принять последнее благословение и прощение, чтобы затем уйти на уединенное житие.
Обрадованный отец предложил сыну поселиться на реке Чурьюге и обещал содействовать в устроении пустыни. Преподобному Александру понравилось место. Он водрузил на этом месте крест и дал обет пребывать здесь до конца жизни. После того вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь и после посвящения в сан диакона, получил блогославление игумена на устроение обители.
Новгородский архиепископ Иона посвятил Александра в сан пресвитера и поставил игуменом обители. Монастырь получил земли. Первый построенный храм был освящен во имя святителя Николая. С твердостью и мужеством начал преподобный трудиться в созданной обители. Старец, который приехал вместе с ним из Кирилло-Белозерского монастыря, не выдержал трудной пустынной жизни и уехал обратно.
Но мало-помалу собралась братия. Преподобный ввел строгий устав, который требовал полного молчания в храме и на трапезе, когда читались жития; в келии иноки не должны были быть без дела, а во время исполнения послушания творить Иисусову молитву или читать псалмы.
27 лет преподобный трудился в основанной им обители и мирно скончался 20 апреля 1479 года (48 лет от роду), предрекая перед смертью, что монастырь претерпит много невзгод и неурядиц, которые в конце концов благополучно завершатся.
Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и воспитала шесть обителей. Из нее вышел Пахомий Кенский (основатель бывшего Кенского монастыря), воспитавший прп. Антония Сийского (Антоний-Сийский монастырь); прп. Кирилл, основатель Сырьинской обители, и другие подвижники, основавшие давно уже не существующие обители.
В первом составленном Житие преподобного упомянуто множество чудес, которые происходили при его жизни.
По материалам сайта «Sobory.ru».
Фотографии:
1. Макет монастыря;
2. Архимандрит Феодорит. Род. 1868 г. С 1909 г. по 1915 г. – настоятель Александро-Ошевенского монастыря. С 1915 г. – управляющий и духовник Кирилло-Челмогорского монастыря. В 1937 году арестован и расстрелян в с. Толмачи Тверской губернии.
3. Архимандрит Досифей. См. Фото № 5 «Ведомость монашествующих. Последняя запись».
4. Ведомость монашествующих. Собственность Александро-Ошевенского монастыря. Ведомость содержит краткие сведения о всех «подвизавшихся» в монастыре. Естественно, первая запись о самом преподобном. Следующие две – о племянниках его.
5. Ведомость монашествующих. Последняя запись.
6. Строительство монастыря. Старинная гравюра.
Фотографии – собственность Центра по изучению и сохранению памяти о Новомучениках и Исповедниках
К тому времени родители его переселились на новое место у реки Чурьюги, получившее название Ошевенской слободы. Преподобный Александр уговорил игумена сходить к родителям принять последнее благословение и прощение, чтобы затем уйти на уединенное житие.
Обрадованный отец предложил сыну поселиться на реке Чурьюге и обещал содействовать в устроении пустыни. Преподобному Александру понравилось место. Он водрузил на этом месте крест и дал обет пребывать здесь до конца жизни. После того вернулся в Кирилло-Белозерский монастырь и после посвящения в сан диакона, получил блогославление игумена на устроение обители.
Новгородский архиепископ Иона посвятил Александра в сан пресвитера и поставил игуменом обители. Монастырь получил земли. Первый построенный храм был освящен во имя святителя Николая. С твердостью и мужеством начал преподобный трудиться в созданной обители. Старец, который приехал вместе с ним из Кирилло-Белозерского монастыря, не выдержал трудной пустынной жизни и уехал обратно.
Но мало-помалу собралась братия. Преподобный ввел строгий устав, который требовал полного молчания в храме и на трапезе, когда читались жития; в келии иноки не должны были быть без дела, а во время исполнения послушания творить Иисусову молитву или читать псалмы.
27 лет преподобный трудился в основанной им обители и мирно скончался 20 апреля 1479 года (48 лет от роду), предрекая перед смертью, что монастырь претерпит много невзгод и неурядиц, которые в конце концов благополучно завершатся.
Ошевенская обитель имела громадное значение для местного края и воспитала шесть обителей. Из нее вышел Пахомий Кенский (основатель бывшего Кенского монастыря), воспитавший прп. Антония Сийского (Антоний-Сийский монастырь); прп. Кирилл, основатель Сырьинской обители, и другие подвижники, основавшие давно уже не существующие обители.
В первом составленном Житие преподобного упомянуто множество чудес, которые происходили при его жизни.
По материалам сайта «Sobory.ru».
Фотографии:
1. Макет монастыря;
2. Архимандрит Феодорит. Род. 1868 г. С 1909 г. по 1915 г. – настоятель Александро-Ошевенского монастыря. С 1915 г. – управляющий и духовник Кирилло-Челмогорского монастыря. В 1937 году арестован и расстрелян в с. Толмачи Тверской губернии.
3. Архимандрит Досифей. См. Фото № 5 «Ведомость монашествующих. Последняя запись».
4. Ведомость монашествующих. Собственность Александро-Ошевенского монастыря. Ведомость содержит краткие сведения о всех «подвизавшихся» в монастыре. Естественно, первая запись о самом преподобном. Следующие две – о племянниках его.
5. Ведомость монашествующих. Последняя запись.
6. Строительство монастыря. Старинная гравюра.
Фотографии – собственность Центра по изучению и сохранению памяти о Новомучениках и Исповедниках