Сийский монастырь. История обители
Сийский монастырь. История обители
05.10.2015
В Архангельской области до наших дней сохранились места, где время как бы замедляет свой ход. Попав туда, ощущаешь связь поколений и пони-маешь, что еще осталось на земле что-то святое, светлое и незыблемое. К числу таких мест относится Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь, который является не только памятником отечественной истории и культуры, но и хранителем вековых традиций Русской Православной Церкви.
Сийский монастырь - один из самых древних монастырей Поморского Севера. Он расположен в 160 км от г. Архангельска на полуострове Большого Михайлова озера. Свое название получил от имени его основателя - пре-подобного Антония и реки Сия, притока Северной Двины. Здесь, среди за-росших сосновыми борами и ельниками моренных гряд, соединяя два десятка озер, вьется светлая река Сия. Монастырь был основан в 1520 году.
Основатель Сийской обители - преподобный Антоний (в миру Андрей). Он родился в 1478 году в селе Кехта Двинской волости. Уже в детстве в нем проявились склонность к духовному созерцанию, любовь к книгам и иконописанию. В 25 лет, после смерти родителей, прп. Антоний уехал к род-ственникам в Великий Новгород. Там он женился, но через год супруга умерла, и прп. Антоний решил удалиться в пустыню. Свое иноческое посвя-щение он получил в Спасо - Преображенской обители у реки Кены на Карго-польской земле. Спустя некоторое время прп. Антоний уходит еще в более отдаленное место, поселяется вначале около речки Шелексы, а затем у Ми-хайлова озера.
Слух о новой обители скоро разнесся по окрестным местам. Число бра-тии стало увеличиваться, расширились земельные владения. Были построены три деревянные церкви – Троицкая, Благовещенская и церковь в честь свя-того Сергия Радонежского. Прп. Антоний составил строгий устав иноческой жизни. Сам он ревностно нес монашеское послушание, умерщвлял плоть из-нурительными испытаниями; дважды удалялся в уединенные места на дли-тельное безмолвие. Господь за духовные труды наделил прп. Антония даром прозорливости и чудотворения.
Преставился прп. Антоний в возрасте 79 лет 7 декабря (по новому сти-лю – 20 декабря) 1556 года. Мощи его доныне находятся под спудом в Тро-ицком соборе близ алтаря.
А с южной стороны собора в усыпальнице покоятся останки преподоб-ных Никанора и Исайи – святых, подвизавшихся в XVII веке в деревне Ру-чьи на берегу Белого моря, а также игумена монастыря в XVII веке препо-добного Феодосия Сийского и благотворителя обители, патриаршего казначей Паисия.
В XVI-XVII веках монастырь превращается в один из крупнейших духов-ных и культурных центров Русского Севера, играет важную роль в истории России. Именно сюда был сослан и отбывал ссылку в 1601-1605 годах боя-рин Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых. Здесь же, в обители, в 1601 году по приказу царя Бориса Годунова он принимает монашеский постриг под именем Фила-рет. Настоятель монастыря игумен Иона, чем мог, облегчал положение опального боярина. Позднее, в 1619 году, Филарет становится Патриархом Московским и Всея Руси. Став Патриархом, Филарет не забыл участливости игумена и благодетельствовал Сийской обители. До наших дней сохранилось письмо святителя Филарета к Ионе о том, что он среди прочих подарков по-сылает ему и серебряную чарочку из своей кельи с пожеланием «вкушать из нее во утешение». В монастыре сохранялось деревянное кресло Филарета, но в начале XX столетия оно было перевезено в Архангельское епархиальное древлехранилище.
Монастырь не раз оказывал материальную помощь Российским госуда-рям своими пожертвованиями. Так, царь Михаил Федорович, готовясь к вой-не со шведами и не располагая большими средствами, обратился к Сийской обители за материальной поддержкой и получил ее.
Необходимо отметить, что с самого своего основания Сийский мона-стырь пользовался особым расположением русских царей и великих князей. Об этом свидетельствует древняя “Кормовая книга” – интереснейший памят-ник истории, где перечислены наиболее значительные вкладчики. Так, Иоанн IV Грозный прислал в монастырь синодик казненных бояр и 1000 рублей для их поминовения, а его сын Федор пожертвовал 170-пудовый колокол, а также предоставил обители денежные льготы для возведения каменного Свято-Троицкого собора. Борис Годунов прислал вкладом 500 рублей, крест, па-никадило медное весом 9 пудов 200 фунтов, да ризы золотые, да покров на чудотворца – кругом шиты слова золотом. Делали приношения и родовитые бояре – Волконские, Милославские, Морозовы... Братия регулярно поминала жертвователей, о чем свидетельствуют записи в “Кормовой книге”.
Следует особо отметить, что в 1579 году при канонизации прп. Антония Сийского сын Ивана Грозного царевич Иоанн написал Житие и составил службу святому.
Помимо льгот и подарков, цари династии Романовых не раз посещали северную обитель, хранившую память патриарха Филарета. Летом 1819 года сюда приезжал император Александр I, а в июне 1856 года – император Александр II. Посещали Сийский монастырь и великие князья Константин Николаевич (1884г.), Алексей Александрович (1870г.), Владимир Александ-рович. Встреча августейших гостей происходила по особому ритуалу. Царь, выйдя из кареты, шел пешком до Святых врат, где его встречали игумен с братией. Прикладывался ко кресту и к иконе преподобного Антония Сийско-го, которую ему дарили. Игумен кропил всех присутствующих святой водой. Затем высокий гость шел в Троицкий собор, где поклонялся мощам святого Антония Сийского и выслушивал молебен с многолетием. За угощением в игуменских покоях беседовал о жизни монастыря, после чего отправлялся в обратный путь.
Всего в Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре к концу XVII века было возведено 6 храмов. Главный собор освящен во имя Пресвятой Троицы с приделом преподобного Антония. Второй храм - Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая Чудотворца и с братской трапезной. Третья церковь была сооружена под колокольней и ос-вящена в честь трех Московских святителей - Петра, Алексия и Ионы. Над-вратный монастырский храм с архиерейскими покоями был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского, которого очень ценил и почитал препо-добный Антоний Сийский. Другие две церкви были возведены за пределами обители. Над монастырскими иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, мастер из Сольвычегодска Василий Кондаков и многие другие мастера. Попечением патриаршего казначея старца Паисия (постриженика Сийского моанстыря) в 1685 году были построены двухэтажный братский корпус и двухэтажные настоятельские каменные кельи.
За несколько столетий в Сийском монастыре было собрано немало ценнейших памятников русской истории и культуры. Но в конце XIX века монастырь передает наиболее редкие предметы для «особого сбережения» в Архангельское древлехранилище. Позднее сийские древности разошлись по разным крупным музеям, центральным библиотекам и архивам России.
В монастырской ризнице была собрана коллекция великолепных про-изведений русского ювелирного искусства. Большинство творений, хранив-шихся в ризнице обители - вклады царей и патриархов, бояр и дворян, торго-вых и посадских людей. Неоднократно делал пожалования патриарх Филарет. Именно в 1628 году он пожертвовал монастырю покров на раку препо-добного Антония Сийского, вышитый золотыми нитями и изящной вязью по кайме, икону «Богоматерь Владимирская» в серебряном окладе и драгоцен-ное паникадило. Богатое наследие монастырю оставил в XVII веке патриар-ший казначей Паисий, в прошлом казначей Сийского монастыря. В конце жизни он привез в родную обитель четыре запечатанных сундука, которые наказал вскрыть только после его кончины. В сундуках оказались ценные ру-кописные книги, среди которых Евангелие 1681 года в серебряном окладе с чеканными изображениями и украшенное драгоценными камнями. Положен-ные «в вечное поминовение» вкладные вещи, сделанные преимущественно из дорогих тканей, драгоценных металлов и выполненные «самым добрым мас-терством», дают представление о высоком уровне искусства древней Руси.
XVIII век стал временем упадка монастырской жизни. Благосостояние обителей пошатнулось в 1764 году, когда по указу императрицы Екатерины II имения от монастырей были отобраны в казну. Общей участи не избежал и Сийский монастырь: были отобраны почти все имения и богатые угодья, а на содержание братии было определено из государевой казны 1000 рублей в год. Сократилось количество монахов.
В XIX веке широкое развитие получает просветительская и миссио-нерская деятельность монастыря: его настоятели выполняют обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, а один из них, архимандрит Вениамин (Смирнов) становится просветителем самоедов Архангельских тундр. С 1825 по 1830 год Вениамин возглавлял самоедскую духовную мис-сию, за что был награжден орденом Святого Владимира III степени. Впо-следствии он занялся переводом Нового Завета на самоедский язык, а также составлением лексикона и грамматики этого языка.
Братия монастыря приняла участие и в праздновании 300-летия Цар-ствования Императорского Дома Романовых. Поднесли царю Николаю II икону преподобного Антония Сийского, за что получили благодарность Го-сударя – об этом писала Архангельская газета «Северное Утро» от 16 марта 1913 года.
В XX веке Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь разделил участь многих обителей России. В 1920 году на территории монастыря была открыта детская колония, но еще существовала немногочисленная монаше-ская община. В 1923 г. монастырь закрыли окончательно, монахов разогнали или сослали, а его имущество частично было вывезено в государственные учреждения, многое просто уничтожено. В последующие годы монастырские постройки использовались под сельскую трудовую коммуну, колхоз, дом от-дыха, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых. За этот пе-риод многие здания были разобраны или разрушены, другие пришли в вет-хость.
В 1970 -1992 годах в монастырских строениях располагались летний пионерский лагерь и дача Архангельского облисполкома.
Трагическая история Антониево-Сийского монастыря заканчивается пожаром 1992 года, уничтожившим кровлю над Благовещенской церковью, Трапезной палатой и ризницей. Вопреки семидесятилетнему разорению мо-настыря чудом уцелели святые мощи его основателя преподобного Антония Сийского.
В июле 1992 года по ходатайству епископа Архангельского и Холмо-горского Пантелеимона благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Свято-Троицкий Антониево - Сийский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Началось его возрождение.
Тогда же настоятелем монастыря был назначен иеромонах (ныне архи-мандрит) Трифон, служивший до этого в селе Иб республики Коми..
Сийский монастырь под руководством архимандрита Трифона посте-пенно становился центром возрождения православной духовности на Севере. В обители восстановлена богослужебная, духовно-просветительская, благо-творительная и миссионерская деятельность. Создана библиотека духовной литературы, братия собирает монастырские реликвии, занимается изучением истории обители. Монахи участвуют в церковно-археологических экспеди-циях. Осенью 1995 года возобновила работу иконописная мастерская. Братия совершает молебны в окрестных селах, духовно окормляет несколько прихо-дов Архангельской и Холмогорской епархии, не имеющих священников. Монастырь принимает паломников и желающих потрудиться во славу Бо-жию. С марта 2000 г. выходит газета «Духовный сеятель». С октября 2001 года - церковно-исторический альманах «Сийский хронограф».
В монастыре интенсивно идут реставрационно-восстановительные ра-боты и археологические раскопки. На территории монастыря сохранились четыре храма XVI-XVII веков. Это Собор Пресвятой Живоначальной Трои-цы, храм Благовещения Пресвятой Богородицы, храм-колокольня трех святи-телей Московских - Петра, Алексия и Ионы и надвратная церковь преподоб-ного Сергия Радонежского.
Практически восстановлены храм-колокольня Трех святителей Мос-ковских и надвратная церковь прп. Сергия Радонежского
У монастыря есть хозяйство: животноводческая ферма, сенокосные луга, теплицы и огороды, пекарня.
10 июня 1994 году монастырь посетили глава Российского Император-ского Дома Великая княгиня Мария Владимировна, ее мать - Великая княгиня Леонида Георгиевна и наследник Цесаревич, Великий князь Георгий Михайлович.
С июля 2010 года монастырь возглавил игумен Варлаам (Дульский), ученик архимандрита Трифона.
В 2020 году Антониево-Сийскому монастырю исполнится 500 лет. Предстоит проделать огромную работу по восстановлению древних зданий обители. Братия надеятся на милость Божию, и заступничество преподобного Антония, что родная обитель возродится во всей красе и благолепии.
Сийский монастырь - один из самых древних монастырей Поморского Севера. Он расположен в 160 км от г. Архангельска на полуострове Большого Михайлова озера. Свое название получил от имени его основателя - пре-подобного Антония и реки Сия, притока Северной Двины. Здесь, среди за-росших сосновыми борами и ельниками моренных гряд, соединяя два десятка озер, вьется светлая река Сия. Монастырь был основан в 1520 году.
Основатель Сийской обители - преподобный Антоний (в миру Андрей). Он родился в 1478 году в селе Кехта Двинской волости. Уже в детстве в нем проявились склонность к духовному созерцанию, любовь к книгам и иконописанию. В 25 лет, после смерти родителей, прп. Антоний уехал к род-ственникам в Великий Новгород. Там он женился, но через год супруга умерла, и прп. Антоний решил удалиться в пустыню. Свое иноческое посвя-щение он получил в Спасо - Преображенской обители у реки Кены на Карго-польской земле. Спустя некоторое время прп. Антоний уходит еще в более отдаленное место, поселяется вначале около речки Шелексы, а затем у Ми-хайлова озера.
Слух о новой обители скоро разнесся по окрестным местам. Число бра-тии стало увеличиваться, расширились земельные владения. Были построены три деревянные церкви – Троицкая, Благовещенская и церковь в честь свя-того Сергия Радонежского. Прп. Антоний составил строгий устав иноческой жизни. Сам он ревностно нес монашеское послушание, умерщвлял плоть из-нурительными испытаниями; дважды удалялся в уединенные места на дли-тельное безмолвие. Господь за духовные труды наделил прп. Антония даром прозорливости и чудотворения.
Преставился прп. Антоний в возрасте 79 лет 7 декабря (по новому сти-лю – 20 декабря) 1556 года. Мощи его доныне находятся под спудом в Тро-ицком соборе близ алтаря.
А с южной стороны собора в усыпальнице покоятся останки преподоб-ных Никанора и Исайи – святых, подвизавшихся в XVII веке в деревне Ру-чьи на берегу Белого моря, а также игумена монастыря в XVII веке препо-добного Феодосия Сийского и благотворителя обители, патриаршего казначей Паисия.
В XVI-XVII веках монастырь превращается в один из крупнейших духов-ных и культурных центров Русского Севера, играет важную роль в истории России. Именно сюда был сослан и отбывал ссылку в 1601-1605 годах боя-рин Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, первого русского царя из династии Романовых. Здесь же, в обители, в 1601 году по приказу царя Бориса Годунова он принимает монашеский постриг под именем Фила-рет. Настоятель монастыря игумен Иона, чем мог, облегчал положение опального боярина. Позднее, в 1619 году, Филарет становится Патриархом Московским и Всея Руси. Став Патриархом, Филарет не забыл участливости игумена и благодетельствовал Сийской обители. До наших дней сохранилось письмо святителя Филарета к Ионе о том, что он среди прочих подарков по-сылает ему и серебряную чарочку из своей кельи с пожеланием «вкушать из нее во утешение». В монастыре сохранялось деревянное кресло Филарета, но в начале XX столетия оно было перевезено в Архангельское епархиальное древлехранилище.
Монастырь не раз оказывал материальную помощь Российским госуда-рям своими пожертвованиями. Так, царь Михаил Федорович, готовясь к вой-не со шведами и не располагая большими средствами, обратился к Сийской обители за материальной поддержкой и получил ее.
Необходимо отметить, что с самого своего основания Сийский мона-стырь пользовался особым расположением русских царей и великих князей. Об этом свидетельствует древняя “Кормовая книга” – интереснейший памят-ник истории, где перечислены наиболее значительные вкладчики. Так, Иоанн IV Грозный прислал в монастырь синодик казненных бояр и 1000 рублей для их поминовения, а его сын Федор пожертвовал 170-пудовый колокол, а также предоставил обители денежные льготы для возведения каменного Свято-Троицкого собора. Борис Годунов прислал вкладом 500 рублей, крест, па-никадило медное весом 9 пудов 200 фунтов, да ризы золотые, да покров на чудотворца – кругом шиты слова золотом. Делали приношения и родовитые бояре – Волконские, Милославские, Морозовы... Братия регулярно поминала жертвователей, о чем свидетельствуют записи в “Кормовой книге”.
Следует особо отметить, что в 1579 году при канонизации прп. Антония Сийского сын Ивана Грозного царевич Иоанн написал Житие и составил службу святому.
Помимо льгот и подарков, цари династии Романовых не раз посещали северную обитель, хранившую память патриарха Филарета. Летом 1819 года сюда приезжал император Александр I, а в июне 1856 года – император Александр II. Посещали Сийский монастырь и великие князья Константин Николаевич (1884г.), Алексей Александрович (1870г.), Владимир Александ-рович. Встреча августейших гостей происходила по особому ритуалу. Царь, выйдя из кареты, шел пешком до Святых врат, где его встречали игумен с братией. Прикладывался ко кресту и к иконе преподобного Антония Сийско-го, которую ему дарили. Игумен кропил всех присутствующих святой водой. Затем высокий гость шел в Троицкий собор, где поклонялся мощам святого Антония Сийского и выслушивал молебен с многолетием. За угощением в игуменских покоях беседовал о жизни монастыря, после чего отправлялся в обратный путь.
Всего в Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре к концу XVII века было возведено 6 храмов. Главный собор освящен во имя Пресвятой Троицы с приделом преподобного Антония. Второй храм - Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Николая Чудотворца и с братской трапезной. Третья церковь была сооружена под колокольней и ос-вящена в честь трех Московских святителей - Петра, Алексия и Ионы. Над-вратный монастырский храм с архиерейскими покоями был освящен в честь преподобного Сергия Радонежского, которого очень ценил и почитал препо-добный Антоний Сийский. Другие две церкви были возведены за пределами обители. Над монастырскими иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, мастер из Сольвычегодска Василий Кондаков и многие другие мастера. Попечением патриаршего казначея старца Паисия (постриженика Сийского моанстыря) в 1685 году были построены двухэтажный братский корпус и двухэтажные настоятельские каменные кельи.
За несколько столетий в Сийском монастыре было собрано немало ценнейших памятников русской истории и культуры. Но в конце XIX века монастырь передает наиболее редкие предметы для «особого сбережения» в Архангельское древлехранилище. Позднее сийские древности разошлись по разным крупным музеям, центральным библиотекам и архивам России.
В монастырской ризнице была собрана коллекция великолепных про-изведений русского ювелирного искусства. Большинство творений, хранив-шихся в ризнице обители - вклады царей и патриархов, бояр и дворян, торго-вых и посадских людей. Неоднократно делал пожалования патриарх Филарет. Именно в 1628 году он пожертвовал монастырю покров на раку препо-добного Антония Сийского, вышитый золотыми нитями и изящной вязью по кайме, икону «Богоматерь Владимирская» в серебряном окладе и драгоцен-ное паникадило. Богатое наследие монастырю оставил в XVII веке патриар-ший казначей Паисий, в прошлом казначей Сийского монастыря. В конце жизни он привез в родную обитель четыре запечатанных сундука, которые наказал вскрыть только после его кончины. В сундуках оказались ценные ру-кописные книги, среди которых Евангелие 1681 года в серебряном окладе с чеканными изображениями и украшенное драгоценными камнями. Положен-ные «в вечное поминовение» вкладные вещи, сделанные преимущественно из дорогих тканей, драгоценных металлов и выполненные «самым добрым мас-терством», дают представление о высоком уровне искусства древней Руси.
XVIII век стал временем упадка монастырской жизни. Благосостояние обителей пошатнулось в 1764 году, когда по указу императрицы Екатерины II имения от монастырей были отобраны в казну. Общей участи не избежал и Сийский монастырь: были отобраны почти все имения и богатые угодья, а на содержание братии было определено из государевой казны 1000 рублей в год. Сократилось количество монахов.
В XIX веке широкое развитие получает просветительская и миссио-нерская деятельность монастыря: его настоятели выполняют обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, а один из них, архимандрит Вениамин (Смирнов) становится просветителем самоедов Архангельских тундр. С 1825 по 1830 год Вениамин возглавлял самоедскую духовную мис-сию, за что был награжден орденом Святого Владимира III степени. Впо-следствии он занялся переводом Нового Завета на самоедский язык, а также составлением лексикона и грамматики этого языка.
Братия монастыря приняла участие и в праздновании 300-летия Цар-ствования Императорского Дома Романовых. Поднесли царю Николаю II икону преподобного Антония Сийского, за что получили благодарность Го-сударя – об этом писала Архангельская газета «Северное Утро» от 16 марта 1913 года.
В XX веке Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь разделил участь многих обителей России. В 1920 году на территории монастыря была открыта детская колония, но еще существовала немногочисленная монаше-ская община. В 1923 г. монастырь закрыли окончательно, монахов разогнали или сослали, а его имущество частично было вывезено в государственные учреждения, многое просто уничтожено. В последующие годы монастырские постройки использовались под сельскую трудовую коммуну, колхоз, дом от-дыха, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых. За этот пе-риод многие здания были разобраны или разрушены, другие пришли в вет-хость.
В 1970 -1992 годах в монастырских строениях располагались летний пионерский лагерь и дача Архангельского облисполкома.
Трагическая история Антониево-Сийского монастыря заканчивается пожаром 1992 года, уничтожившим кровлю над Благовещенской церковью, Трапезной палатой и ризницей. Вопреки семидесятилетнему разорению мо-настыря чудом уцелели святые мощи его основателя преподобного Антония Сийского.
В июле 1992 года по ходатайству епископа Архангельского и Холмо-горского Пантелеимона благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Свято-Троицкий Антониево - Сийский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Началось его возрождение.
Тогда же настоятелем монастыря был назначен иеромонах (ныне архи-мандрит) Трифон, служивший до этого в селе Иб республики Коми..
Сийский монастырь под руководством архимандрита Трифона посте-пенно становился центром возрождения православной духовности на Севере. В обители восстановлена богослужебная, духовно-просветительская, благо-творительная и миссионерская деятельность. Создана библиотека духовной литературы, братия собирает монастырские реликвии, занимается изучением истории обители. Монахи участвуют в церковно-археологических экспеди-циях. Осенью 1995 года возобновила работу иконописная мастерская. Братия совершает молебны в окрестных селах, духовно окормляет несколько прихо-дов Архангельской и Холмогорской епархии, не имеющих священников. Монастырь принимает паломников и желающих потрудиться во славу Бо-жию. С марта 2000 г. выходит газета «Духовный сеятель». С октября 2001 года - церковно-исторический альманах «Сийский хронограф».
В монастыре интенсивно идут реставрационно-восстановительные ра-боты и археологические раскопки. На территории монастыря сохранились четыре храма XVI-XVII веков. Это Собор Пресвятой Живоначальной Трои-цы, храм Благовещения Пресвятой Богородицы, храм-колокольня трех святи-телей Московских - Петра, Алексия и Ионы и надвратная церковь преподоб-ного Сергия Радонежского.
Практически восстановлены храм-колокольня Трех святителей Мос-ковских и надвратная церковь прп. Сергия Радонежского
У монастыря есть хозяйство: животноводческая ферма, сенокосные луга, теплицы и огороды, пекарня.
10 июня 1994 году монастырь посетили глава Российского Император-ского Дома Великая княгиня Мария Владимировна, ее мать - Великая княгиня Леонида Георгиевна и наследник Цесаревич, Великий князь Георгий Михайлович.
С июля 2010 года монастырь возглавил игумен Варлаам (Дульский), ученик архимандрита Трифона.
В 2020 году Антониево-Сийскому монастырю исполнится 500 лет. Предстоит проделать огромную работу по восстановлению древних зданий обители. Братия надеятся на милость Божию, и заступничество преподобного Антония, что родная обитель возродится во всей красе и благолепии.