Свято-Троицкий собор Архангельска
Свято-Троицкий собор Архангельска
23.12.2015
Сегодня мы можем говорить, что Архангельск в большей мере, чем другие губернские города России пострадал от целенаправленных систематических разрушений, в результате которых он лишился многих выдающихся памятников архитектуры. Больше всего по старому Архангельску ударила волна разрушения, вызванная борьбой с религией, набравшая особую силу в конце 20 –х годов. Отправной точкой чего стало разрушение православного центра архангельской губернии - ансамбля кафедрального Свято – Троицкого собора Архангельска.
Возникнув в начале XVIII века в центре Архангельска, величественный каменный двухэтажный Троицкий собор, сразу превратился в зрительную и градостроительную доминанту города. В XVIII веке по масштабам ему не было равных на Севере. Вплоть до разрушения Свято – Троицкий собор оставался самым высоким и значительным из городских строений Архангельска, по праву занимающий второе место, после гостиных дворов, в градостроительной картине Архангельска.
Один из самых больших и светлых соборов России воплотил в себе яркую и своеобразную архитектуру портового города с отраженными в ней архитектурными течениями России, Западной Европы и местной архангелогородской школы церковного зодчества.
Масштабность, благолепие и богатство собора, вполне оправдывали его кафедральное значение, заслуженно выделяя из многочисленных культовых построек города. Обширный и величественный иконостас украшенный колоннами ионического стиля, с единственными нигде не встречающимися царскими вратами, изящным фронтоном и множеством резных, символических инкрустаций представлял собой поистине художественную ценность. В совокупности же с живописью, скульптурой, иконописью, шитьем, многочисленными предметами церковной утвари интерьер Троицкого храма создавал тот неповторимый красочный ансамбль декоративного убранства собора, на протяжении многих лет поражающий воображение своих посетителей. В соборной ризнице, библиотеке, среди церковной утвари Троицкого кафедрального храма находилось не мало высокохудожественных предметов. Описи имущества собора конца XVIII - XIX вв. позволяют говорить о значительных церковных и художественных ценностях, скопившемся в соборе за долгие годы.
В немалой степени этому способствовало купеческое сословие, принимавшее активное участие в строительстве и обустройстве Свято-Троицкого кафедрального собора, причем не только архангелогородского общества, но и представителей других – тесно связанных с Архангельском торговых центров. Результатом повышенной религиозности купцов, честолюбия предпринимателей, а главное искренних и бескорыстных побуждений купечества действовать во благо своего края и города и стало особое «благолепие» кафедрального собора Архангельска.
Являвшийся особой гордостью горожан XVIII - XIX века он одновременно воплотил себе функции духовного, культурно и общественного центра города. Неслучайно, именно собор становился отправной точкой для многочисленных городских праздников, а регламентация торжеств со стороны власти сказывалась на придании праздникам конфессионально-идеологической окраски.
Появление в соборе гражданских и даже сугубо военных вещей указывало на общественный характер собора, как культурного центра взявшего на себя выполнение историко-культурной миссии Архангельского Севера, символа как веры, так и глубокого патриотизма русского православного общества. Неслучайно, описи собора содержат значительное количество предметов, чье значение определяется исторической сопричастностью к личностям крупных государственных деятелей и представителям местной власти. В этой связи особенное значение для горожан приобретали петровские реликвии, со временем большая часть которых была сосредоточена в кафедральном соборе Архангельска, где они приобрели характер религиозного поклонения царским святыням. С другой стороны, в связи с большой исторической ценностью этих гражданских вещей они подчеркивали ту общественную значимость, которую приобрел Свято Троицкий собор на территории Севера.
Ярким подтверждением единения соборной церковной истории и общественной жизни города стали и представители соборного притча, наполнившие служение церкви новым содержанием. Они охотно шла на сотрудничество с городской властью, на совместное обсуждение местных проблем, создание научных, просветительских и благотворительных союзов. Наиболее ярко общественное служение соборная интеллигенция проявила в развертывании просветительской и научной деятельности. Среди них Молчанов К.С., Смирнов В.А , Сибирцев М.И. и т.д.
Однако, для новой советской власти храм представляющий, несомненную историко – художественную ценность, хотя и находился в ведении Главнауки как памятник старины, оказался лишь «вековым хламом». Последующая за сломом собора волна тотальных разрушений сотрет с лица города ту систему доминант – духовных и пространственных ориентиров, на которых держался город и его историческая память.
Н. Едовина,
старший научный сотрудник
Архангельского областного
краеведческого музея.
Фотографии:
1. Сброс купола со Свято-Троицкого собора. Апрель 1929 г.;
2. Рисованный план Архангельска. 1694 г. Сборник Археологического института. Санкт-Петербург, 1880 г.;
3. Фрагмент плана Архангельска с отмеченным на нём Свято-Троицким Собором. Швеция. 1750 г.;
4. Икона. Архангел Михаил с видом Архангельска. 1741 г. Иконописец Григорий Попов. (Государственный музей-заповедник «Коломенское»);
5. Икона Архангела Михаила с видом Архангельска. Середина XVIII века. Иконописец Григорий Попов. (Хранится в Ильинском соборе г. Архангельска.);
4-1. Фрагмент иконы «Архангел Михаил с видом Архангельска». Иконописец Григорий Попов. 1741 г. (Музей-заповедник «Коломенское».);
5-1. Фрагмент иконы Архангела Михаила с видом г. Архангельска. Середина XVIII века. Иконописец Григорий Попов.;
6. Панорама Архангельска. Фрагмент голландской гравюры середины XVIII века. На гравюре отмечены: собор Святой Троицы и колокольня собора.;
7. Генеральный вид губернского города Архангельска. Атлас Архангельской губернии. 1797 г.;
8. Свято-Троицкий собор. Вид с северо-востока и вид с востока.;
9. Свято-Троицкий собор. Вид с запада и архитектурный чертёж собора.;
10. Свято-Троицкий собор. Вид с Северной Двины. 1825 г. Акварель В.Е.Галямина.;
11. Архангельский кафедральный Свято-Троицкий собор. Центральная часть иконостаса;
12. Свято-Троицкий собор и колокольня. Вид с запада и северо-запада.;
13. Омофор XIV-XV вв. Византия. АОКМ.;
14. Воздух. 1692 г. Москва. Вклад Дарьи Прохоровны Милославской в холмогорский Преображенский собор. АОКМ.;
15. Покровец. 1692 г. Москва. Вклад Дарьи Прохоровны Милославской в холмогорский Преображенский собор. АОКМ.;
16. Покровец. Се ягнец. 1692 г. Москва. Вклад Дарьи Прохоровны Милославской в холмогорский Преображенский собор. АОКМ.;
17. Палица. Богоматерь. Знамение. Конец XVII в. Москва. АОКМ.;
18. Палица. Успение. XVII в. Север. Вклад Ивана Кузвлева в холмогорский Преображенский собор.;
19. Епитрахиль. XVI-XVII вв. Москва. АОКМ;
20. Первый этаж колокольни Свято-Троицкого кафедрального собора до взрыва. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
20а. Нижняя часть колокольни Свято-Троицкого кафедрального собора после взрыва. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
21. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Вид на иконостас. На южной стороне балдахин, установленный над крестом, поставленным Петром I. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
22. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Центральная часть иконостаса. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
23. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Позолоченный балдахин над царскими вратами. На восточной стене под балдахином образ Тайной Вечери. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
24. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Вид через северный неф на западную стену и хоры с винтовой лестницей. Фрагмент композиции «Страшный суд». Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
25. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Вид с амвона на левое крыло первого яруса иконостаса. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
26. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Вид через южный неф на западную стену и хоры. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
27. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Вид с высоты западных хоров на иконостас и северо-восточный опорный столб. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
28. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Вид на юго-восточную часть храма с высоты западных хоров. Около южной стены – деревянный балдахин, установленный над крестом, поставленным Петром I. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
29. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Вид на северную стену храма. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
30. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Вид на южную стену и два опорных столба с высоты западных хоров. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
31. Свято-Троицкий собор. Фрагмент интерьера. Солия и центральная часть иконостаса. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
32. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Вид через центральный неф на западную стену и хоры, устроенные над входом в храм. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
33. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Вид на амвон через центральный неф на западную стену и хоры, устроенные над входом в храм. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
34. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Вид с амвона на алтарь и центральную часть иконостаса. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
35. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Вид на центральный купол и своды. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
36. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Вид от солеи на северную стену. Около южной стены – деревянный балдахин, установленный над иконой святого благоверного князя Александра Невского. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
37. Свято-Троицкий кафедральный собор зимой. Фото из альбома «Виды г. Архангельска». Фотограф Лейцингер Я.И. 08.12.1898 г. ;
38. Высадка английских добровольцев. г. Архангельск. 1919 г. Фото Я.И.Лейцингера.;
39. г. Архангельск. Вид с реки. Фото из альбома «Виды г. Архангельска». Фотограф Лейцингер Я.И. 1886 г. ;
40. Парад Дайеровского батальона в г. Архангельске. 1919 г. Фото Я.И.Лейцингера.
Все предметы и оригиналы фотографий из собрания Архангельского областного краеведческого музея.
Возникнув в начале XVIII века в центре Архангельска, величественный каменный двухэтажный Троицкий собор, сразу превратился в зрительную и градостроительную доминанту города. В XVIII веке по масштабам ему не было равных на Севере. Вплоть до разрушения Свято – Троицкий собор оставался самым высоким и значительным из городских строений Архангельска, по праву занимающий второе место, после гостиных дворов, в градостроительной картине Архангельска.
Один из самых больших и светлых соборов России воплотил в себе яркую и своеобразную архитектуру портового города с отраженными в ней архитектурными течениями России, Западной Европы и местной архангелогородской школы церковного зодчества.
Масштабность, благолепие и богатство собора, вполне оправдывали его кафедральное значение, заслуженно выделяя из многочисленных культовых построек города. Обширный и величественный иконостас украшенный колоннами ионического стиля, с единственными нигде не встречающимися царскими вратами, изящным фронтоном и множеством резных, символических инкрустаций представлял собой поистине художественную ценность. В совокупности же с живописью, скульптурой, иконописью, шитьем, многочисленными предметами церковной утвари интерьер Троицкого храма создавал тот неповторимый красочный ансамбль декоративного убранства собора, на протяжении многих лет поражающий воображение своих посетителей. В соборной ризнице, библиотеке, среди церковной утвари Троицкого кафедрального храма находилось не мало высокохудожественных предметов. Описи имущества собора конца XVIII - XIX вв. позволяют говорить о значительных церковных и художественных ценностях, скопившемся в соборе за долгие годы.
В немалой степени этому способствовало купеческое сословие, принимавшее активное участие в строительстве и обустройстве Свято-Троицкого кафедрального собора, причем не только архангелогородского общества, но и представителей других – тесно связанных с Архангельском торговых центров. Результатом повышенной религиозности купцов, честолюбия предпринимателей, а главное искренних и бескорыстных побуждений купечества действовать во благо своего края и города и стало особое «благолепие» кафедрального собора Архангельска.
Являвшийся особой гордостью горожан XVIII - XIX века он одновременно воплотил себе функции духовного, культурно и общественного центра города. Неслучайно, именно собор становился отправной точкой для многочисленных городских праздников, а регламентация торжеств со стороны власти сказывалась на придании праздникам конфессионально-идеологической окраски.
Появление в соборе гражданских и даже сугубо военных вещей указывало на общественный характер собора, как культурного центра взявшего на себя выполнение историко-культурной миссии Архангельского Севера, символа как веры, так и глубокого патриотизма русского православного общества. Неслучайно, описи собора содержат значительное количество предметов, чье значение определяется исторической сопричастностью к личностям крупных государственных деятелей и представителям местной власти. В этой связи особенное значение для горожан приобретали петровские реликвии, со временем большая часть которых была сосредоточена в кафедральном соборе Архангельска, где они приобрели характер религиозного поклонения царским святыням. С другой стороны, в связи с большой исторической ценностью этих гражданских вещей они подчеркивали ту общественную значимость, которую приобрел Свято Троицкий собор на территории Севера.
Ярким подтверждением единения соборной церковной истории и общественной жизни города стали и представители соборного притча, наполнившие служение церкви новым содержанием. Они охотно шла на сотрудничество с городской властью, на совместное обсуждение местных проблем, создание научных, просветительских и благотворительных союзов. Наиболее ярко общественное служение соборная интеллигенция проявила в развертывании просветительской и научной деятельности. Среди них Молчанов К.С., Смирнов В.А , Сибирцев М.И. и т.д.
Однако, для новой советской власти храм представляющий, несомненную историко – художественную ценность, хотя и находился в ведении Главнауки как памятник старины, оказался лишь «вековым хламом». Последующая за сломом собора волна тотальных разрушений сотрет с лица города ту систему доминант – духовных и пространственных ориентиров, на которых держался город и его историческая память.
Н. Едовина,
старший научный сотрудник
Архангельского областного
краеведческого музея.
Фотографии:
1. Сброс купола со Свято-Троицкого собора. Апрель 1929 г.;
2. Рисованный план Архангельска. 1694 г. Сборник Археологического института. Санкт-Петербург, 1880 г.;
3. Фрагмент плана Архангельска с отмеченным на нём Свято-Троицким Собором. Швеция. 1750 г.;
4. Икона. Архангел Михаил с видом Архангельска. 1741 г. Иконописец Григорий Попов. (Государственный музей-заповедник «Коломенское»);
5. Икона Архангела Михаила с видом Архангельска. Середина XVIII века. Иконописец Григорий Попов. (Хранится в Ильинском соборе г. Архангельска.);
4-1. Фрагмент иконы «Архангел Михаил с видом Архангельска». Иконописец Григорий Попов. 1741 г. (Музей-заповедник «Коломенское».);
5-1. Фрагмент иконы Архангела Михаила с видом г. Архангельска. Середина XVIII века. Иконописец Григорий Попов.;
6. Панорама Архангельска. Фрагмент голландской гравюры середины XVIII века. На гравюре отмечены: собор Святой Троицы и колокольня собора.;
7. Генеральный вид губернского города Архангельска. Атлас Архангельской губернии. 1797 г.;
8. Свято-Троицкий собор. Вид с северо-востока и вид с востока.;
9. Свято-Троицкий собор. Вид с запада и архитектурный чертёж собора.;
10. Свято-Троицкий собор. Вид с Северной Двины. 1825 г. Акварель В.Е.Галямина.;
11. Архангельский кафедральный Свято-Троицкий собор. Центральная часть иконостаса;
12. Свято-Троицкий собор и колокольня. Вид с запада и северо-запада.;
13. Омофор XIV-XV вв. Византия. АОКМ.;
14. Воздух. 1692 г. Москва. Вклад Дарьи Прохоровны Милославской в холмогорский Преображенский собор. АОКМ.;
15. Покровец. 1692 г. Москва. Вклад Дарьи Прохоровны Милославской в холмогорский Преображенский собор. АОКМ.;
16. Покровец. Се ягнец. 1692 г. Москва. Вклад Дарьи Прохоровны Милославской в холмогорский Преображенский собор. АОКМ.;
17. Палица. Богоматерь. Знамение. Конец XVII в. Москва. АОКМ.;
18. Палица. Успение. XVII в. Север. Вклад Ивана Кузвлева в холмогорский Преображенский собор.;
19. Епитрахиль. XVI-XVII вв. Москва. АОКМ;
20. Первый этаж колокольни Свято-Троицкого кафедрального собора до взрыва. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
20а. Нижняя часть колокольни Свято-Троицкого кафедрального собора после взрыва. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
21. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Вид на иконостас. На южной стороне балдахин, установленный над крестом, поставленным Петром I. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
22. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Центральная часть иконостаса. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
23. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Позолоченный балдахин над царскими вратами. На восточной стене под балдахином образ Тайной Вечери. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
24. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Вид через северный неф на западную стену и хоры с винтовой лестницей. Фрагмент композиции «Страшный суд». Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
25. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Вид с амвона на левое крыло первого яруса иконостаса. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
26. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Вид через южный неф на западную стену и хоры. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
27. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Вид с высоты западных хоров на иконостас и северо-восточный опорный столб. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
28. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Вид на юго-восточную часть храма с высоты западных хоров. Около южной стены – деревянный балдахин, установленный над крестом, поставленным Петром I. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
29. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Вид на северную стену храма. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
30. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Вид на южную стену и два опорных столба с высоты западных хоров. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
31. Свято-Троицкий собор. Фрагмент интерьера. Солия и центральная часть иконостаса. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
32. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Вид через центральный неф на западную стену и хоры, устроенные над входом в храм. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
33. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Вид на амвон через центральный неф на западную стену и хоры, устроенные над входом в храм. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
34. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Вид с амвона на алтарь и центральную часть иконостаса. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
35. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Вид на центральный купол и своды. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
36. Свято-Троицкий кафедральный собор. Фрагмент интерьера. Вид от солеи на северную стену. Около южной стены – деревянный балдахин, установленный над иконой святого благоверного князя Александра Невского. Фотограф Оттлие Б.Ф. 1929 г.;
37. Свято-Троицкий кафедральный собор зимой. Фото из альбома «Виды г. Архангельска». Фотограф Лейцингер Я.И. 08.12.1898 г. ;
38. Высадка английских добровольцев. г. Архангельск. 1919 г. Фото Я.И.Лейцингера.;
39. г. Архангельск. Вид с реки. Фото из альбома «Виды г. Архангельска». Фотограф Лейцингер Я.И. 1886 г. ;
40. Парад Дайеровского батальона в г. Архангельске. 1919 г. Фото Я.И.Лейцингера.
Все предметы и оригиналы фотографий из собрания Архангельского областного краеведческого музея.