Николо-Корельский монастырь. История обители
Николо-Корельский монастырь. История обители
12.10.2015
Николо-Корельский монастырь по времени своего основания считается первым среди "морских" монастырей Севера.
Большинство исследователей считают, что годом основания монастыря нужно считать 1410-й, а его основателем - "Преподобного Евфимия". Этот монах жил сред "корельских детей" на Летнем берегу и "просвещал" их, то есть обращал в христианство.
Своё главное и первое название монастырь получил в честь святого Николая, пользовавшегося на Севере большой популярностью и считавшегося покровителем всех мореходов, охотников и рыбаков.
Николо-Корельский монастырь являлся древнейшим центром освоения русским населением Беломорского побережья и прилегающих к нему районов, имел оборонно-стратегическое значение. Летописное упоминание о нем относится к 1419 году и связано с печальным событием - разбойничьим нападением скандинавов на беломорские берега. В Двинской летописи говориться так: "Николаевский Карельский монастырь Мурмане пришедши в числе 600 войною с моря в бусах и шнеках (небольшие парусно-гребные скандинавские суда) в 1419 году пожгли и чернцов посекли».
В результате этого нападения монастырь был совершенно разорён и оставался заброшенным вплоть до 1471 года.
Восстановление Николо-Корельского монастыря в 1471 году, согласно народному преданию и официальной церковной версии, было осуществлено Марфой Борецкой, вдовой новгородского посадника Исаака Борецкого, оставившей яркий след в русской истории.
Дабы монастырь мог нормально существовать, Марфа дала ему в собственность часть своих владений - луга, солеварни, рыбные промыслы. Однако вскоре пришла Москва, установила везде свои порядки, посадила повсюду своих людей, и, в конечном счете, узурпировала все земли, в том числе и Новгородского севера. Великий Новгород пал, а Марфа была этапирована в Новгород Нижний, где и скончалась. Николо-Корельский монастырь перешел во власть Москве.
Долгое время Николо-Корельский монастырь служил чем-то вроде морских ворот страны: один из возможных путей русских послов в Европу пролегал по Северной Двине и далее морским путём вокруг Кольского полуострова (например, этим путём шёл царский посол Григорий Истома в 1496 году: после Тронхейма в Данию по суше); последней остановкой на русской земле был именно Николо-Корельский монастырь.
В Николо-Корельском монастыре останавливались и западные путешественники. Так, например, в 1553 году экспедиция Ричарда Ченслера. Её целью было открытие северного пути в Индию: стоянка экспедиции была как раз около стен монастыря.
Вскоре после этой экспедиции в Лондоне была основана «Московская компания», получившая впоследствии монопольные торговые права от царя Ивана. В 1555 года напротив монастыря, на острове Ягры, была оборудована якорная стоянка, получившая имя «Рейд Св. Николая», — со складами и жилыми домами; её обитатели разгружали морские суда, грузили товар на мелкие речные, которые везли его в Холмогоры, а оттуда уже вглубь России.
Отсюда уходили экспедиции: в направлении Карского моря (Стифен Бэрроу, 1556), на запад в поисках пути в Новгород (Спарк, 1556), в Индию по Северной Двине и Волге (Дженкинсон, 1558).
В 1584 году был основан город Новохолмогоры, известный с 1613 года под именем Архангельск, ставший главным морским портом русского севера; Николо-Корельский монастырь теряет своё прежнее торговое значение.
Со второй половины XVII века в монастыре началось каменное строительство. В 1664—1667 годах была возведена Успенская церковь, в 1670—1674 годах собор Св. Николая, в 1700 году была построена колокольня. Обитель имела свой кирпичный заводик. В 1691—1692 годах монастырь был окружена семью деревянными башнями, из которых сохранилась только одна, западная, со Святыми воротами — сейчас она находится в Москве, на территории музея Коломенское.
В XVII - XIX веках монастырь попадал и в военные передряги. В смутное время (1613-1614) войска поляка Ходкевича разорили северные земли, нанесли большой урон и Николо-Корельскому монастырю. В 1808 - 1809 годах вблизи от монастыря возводились укрепления направленные против возможного прихода английских кораблей.
К 1917 году монастырь пребывал в сильном запустении, в нем обитало всего несколько монахов, однако вокруг монастыря стояла уникальная деревянная стена - замечательный и единственный в своем роде памятник деревянного зодчества. В 1921 году монастырь был национализирован, некоторое время здесь располагалась колония для малолетних преступников. Затем, в 1929 году была образована сельхозкоммуна "Искра".
В 1936 году на место, где стоял монастырь, прибыли строители поселка Судострой, будущего Молотовска, нынешнего Северодвинска. В это время были уничтожены остатки уникальной стены, опоясывавшей монастырь, исчезли церковные колокола. Сами постройки первоначально служили в качестве общежития и отдела кадров огромного строительства.
Через некоторое время заводские постройки вплотную подошли к монастырю, в связи с чем было постановлено его снести. Однако попытка разрушить толстые церковные стены привела к тому, что от сотрясения пошли трещины по соседнему цеховому зданию. Было решено, что дешевле приспособить монастырь под нужды завода, чем с риском для вновь построенных цехов продолжать разрушение. Так и служили Успенская церковь и собор Святителя Николая в качестве помещений для подсобных производств завода.
В настоящее время за счет средств, выделяемых Севмашем, идет восстановление Свято-Никольского Собора .
Визит Сергея Железняка в Северодвинск.
В марте 2015 года состоялся поездка Сергея Железняка, вице-скипетра Государственной Думы, в Северодвинск. В рамках делового визита С. Железняк осмотрел Никольский собор, который находится на территории режимного предприятия. Это обстоятельство осложняет передачу храма епархии. Вице-скипетр обещал содействие в решении вопроса. На снимках:
1. Внешний вид Никольского собора.
2. С.Железняк и Владыка Даниил на древней территории бывшего Николо-Корельского монастыря.
3. Экскурсию ведёт наместник храма отец Александр Шестаков.
4. Использование собора, как подсобное помещение, не пошло ему на пользу.
5. Делегация в главном пределе собора.
6. Иконостаса пока нет.
7. Своды собора, как показатель его запущенности.
8. Предел, где по воскресеньям идёт служба.
Фото – собственность пресс-службы епархии.
Дополнительно: 9. Фотография Николо-Корельского монастыря. Фото А. Постниковой. 1886 г.
Справка подготовлена с использованием материалов сайта «wikimapia».
Большинство исследователей считают, что годом основания монастыря нужно считать 1410-й, а его основателем - "Преподобного Евфимия". Этот монах жил сред "корельских детей" на Летнем берегу и "просвещал" их, то есть обращал в христианство.
Своё главное и первое название монастырь получил в честь святого Николая, пользовавшегося на Севере большой популярностью и считавшегося покровителем всех мореходов, охотников и рыбаков.
Николо-Корельский монастырь являлся древнейшим центром освоения русским населением Беломорского побережья и прилегающих к нему районов, имел оборонно-стратегическое значение. Летописное упоминание о нем относится к 1419 году и связано с печальным событием - разбойничьим нападением скандинавов на беломорские берега. В Двинской летописи говориться так: "Николаевский Карельский монастырь Мурмане пришедши в числе 600 войною с моря в бусах и шнеках (небольшие парусно-гребные скандинавские суда) в 1419 году пожгли и чернцов посекли».
В результате этого нападения монастырь был совершенно разорён и оставался заброшенным вплоть до 1471 года.
Восстановление Николо-Корельского монастыря в 1471 году, согласно народному преданию и официальной церковной версии, было осуществлено Марфой Борецкой, вдовой новгородского посадника Исаака Борецкого, оставившей яркий след в русской истории.
Дабы монастырь мог нормально существовать, Марфа дала ему в собственность часть своих владений - луга, солеварни, рыбные промыслы. Однако вскоре пришла Москва, установила везде свои порядки, посадила повсюду своих людей, и, в конечном счете, узурпировала все земли, в том числе и Новгородского севера. Великий Новгород пал, а Марфа была этапирована в Новгород Нижний, где и скончалась. Николо-Корельский монастырь перешел во власть Москве.
Долгое время Николо-Корельский монастырь служил чем-то вроде морских ворот страны: один из возможных путей русских послов в Европу пролегал по Северной Двине и далее морским путём вокруг Кольского полуострова (например, этим путём шёл царский посол Григорий Истома в 1496 году: после Тронхейма в Данию по суше); последней остановкой на русской земле был именно Николо-Корельский монастырь.
В Николо-Корельском монастыре останавливались и западные путешественники. Так, например, в 1553 году экспедиция Ричарда Ченслера. Её целью было открытие северного пути в Индию: стоянка экспедиции была как раз около стен монастыря.
Вскоре после этой экспедиции в Лондоне была основана «Московская компания», получившая впоследствии монопольные торговые права от царя Ивана. В 1555 года напротив монастыря, на острове Ягры, была оборудована якорная стоянка, получившая имя «Рейд Св. Николая», — со складами и жилыми домами; её обитатели разгружали морские суда, грузили товар на мелкие речные, которые везли его в Холмогоры, а оттуда уже вглубь России.
Отсюда уходили экспедиции: в направлении Карского моря (Стифен Бэрроу, 1556), на запад в поисках пути в Новгород (Спарк, 1556), в Индию по Северной Двине и Волге (Дженкинсон, 1558).
В 1584 году был основан город Новохолмогоры, известный с 1613 года под именем Архангельск, ставший главным морским портом русского севера; Николо-Корельский монастырь теряет своё прежнее торговое значение.
Со второй половины XVII века в монастыре началось каменное строительство. В 1664—1667 годах была возведена Успенская церковь, в 1670—1674 годах собор Св. Николая, в 1700 году была построена колокольня. Обитель имела свой кирпичный заводик. В 1691—1692 годах монастырь был окружена семью деревянными башнями, из которых сохранилась только одна, западная, со Святыми воротами — сейчас она находится в Москве, на территории музея Коломенское.
В XVII - XIX веках монастырь попадал и в военные передряги. В смутное время (1613-1614) войска поляка Ходкевича разорили северные земли, нанесли большой урон и Николо-Корельскому монастырю. В 1808 - 1809 годах вблизи от монастыря возводились укрепления направленные против возможного прихода английских кораблей.
К 1917 году монастырь пребывал в сильном запустении, в нем обитало всего несколько монахов, однако вокруг монастыря стояла уникальная деревянная стена - замечательный и единственный в своем роде памятник деревянного зодчества. В 1921 году монастырь был национализирован, некоторое время здесь располагалась колония для малолетних преступников. Затем, в 1929 году была образована сельхозкоммуна "Искра".
В 1936 году на место, где стоял монастырь, прибыли строители поселка Судострой, будущего Молотовска, нынешнего Северодвинска. В это время были уничтожены остатки уникальной стены, опоясывавшей монастырь, исчезли церковные колокола. Сами постройки первоначально служили в качестве общежития и отдела кадров огромного строительства.
Через некоторое время заводские постройки вплотную подошли к монастырю, в связи с чем было постановлено его снести. Однако попытка разрушить толстые церковные стены привела к тому, что от сотрясения пошли трещины по соседнему цеховому зданию. Было решено, что дешевле приспособить монастырь под нужды завода, чем с риском для вновь построенных цехов продолжать разрушение. Так и служили Успенская церковь и собор Святителя Николая в качестве помещений для подсобных производств завода.
В настоящее время за счет средств, выделяемых Севмашем, идет восстановление Свято-Никольского Собора .
Визит Сергея Железняка в Северодвинск.
В марте 2015 года состоялся поездка Сергея Железняка, вице-скипетра Государственной Думы, в Северодвинск. В рамках делового визита С. Железняк осмотрел Никольский собор, который находится на территории режимного предприятия. Это обстоятельство осложняет передачу храма епархии. Вице-скипетр обещал содействие в решении вопроса. На снимках:
1. Внешний вид Никольского собора.
2. С.Железняк и Владыка Даниил на древней территории бывшего Николо-Корельского монастыря.
3. Экскурсию ведёт наместник храма отец Александр Шестаков.
4. Использование собора, как подсобное помещение, не пошло ему на пользу.
5. Делегация в главном пределе собора.
6. Иконостаса пока нет.
7. Своды собора, как показатель его запущенности.
8. Предел, где по воскресеньям идёт служба.
Фото – собственность пресс-службы епархии.
Дополнительно: 9. Фотография Николо-Корельского монастыря. Фото А. Постниковой. 1886 г.
Справка подготовлена с использованием материалов сайта «wikimapia».