Никольская церковь д. Остахинской
Никольская церковь д. Остахинской
03.09.2015
Церковь Николая Чудотворца в деревне Остахино, входившей в Шен-курский уезд, была заложена в 1849 году и освящена 15 сентября 1852 года. Церковь строилась на средства прихожан. В 1892 году тесовая крыша была заменена железной. Раньше храм завершался восьмериком; над папертью была колокольня, а с запада примыкало откидное крыльцо. Храм был перекрыт «небом».
Бревенчатая, рубленая "в лапу",на валунном фундаменте церковь стоит в средней части деревни на пологом правом берегу реки Паденьги. Церковь выст¬роена, видимо, по одному из типовых проектов в стиле позднего классицизма. Стены снаружи обшиты гладким тесом, укрепленным коваными гвоздями, на кото¬ром сохранились следа побелки. Оформление фасадов отличается характерной для позднего классицизма лаконичностью.
В традиционной продольно-осевой объемной композиции здания доминирует четверик храма, завершавшийся раньше восьмериком и перекрытый в настоящее время четырехскатной крышей. К четверику примыкают пониженные относитель¬но него и более узкие граненая апсида и прямоугольная паперть, вытяну¬тая поперек композиционной оси церкви и равная по высоте трапезной, а по ширине - храму. Над папертью прежде возвышалась колокольня, с запада при¬мыкало крыльцо под двухскатным навесом на деревянных столбах.
V'-tv.
Трапезная и паперть перекрыты двухскатной крышей, апсида - крышей вальмовой формы. Стены церкви завершены повалами, обшитыми тесом. В центре боковых фасадов храма, и трапезной помещены прямоугольные окна. Симметричность композиции акцентирована узкими вертикальными накладными профи¬лями на всю высоту четверика, фланкирующими окна, над которыми масляной краской изображены полукруглые окна.
Четверик разделен на два яруса фризом с ромбовидными на¬кладками, переходящим под повалы апсиды, трапезной и паперти. Такой же фриз проходит под повалом храма. Окнами прорезаны диагональные грани апсиды, а на восточной грани раньше помещался киот. Лаконичный . наружный декор дополнен строгими рамочными профилированными налични¬ками.
Внутри храм широкими прямоугольными проемами объединен с апсидой и трапезной. Трапезная раньше была связана с папертью широкой дверью.
В паперти около северной стены сохранилась деревянная лестница на колокольню. Потолки в церкви в настоящее время плоские, пол дощатый.
Утрачено завершение храма, колокольня над папертью и откидное крыльцо с запада. Заложены окна апсиды, северное окно паперти и западный дверной проем. Северное окно храма и южное окно паперти превращены в двери. К церкви с юга сделаны новые дощатые пристройки. Внутри подшиты потолки, заменен пол, изменено оформление интерьера.
Типичный для середины XIX века образец деревянной церкви в стиле позднего классицизма с характерным лаконичным декором фасадов.
Справка подготовлена на основе материалов архива ГАУ «Научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры».
Бревенчатая, рубленая "в лапу",на валунном фундаменте церковь стоит в средней части деревни на пологом правом берегу реки Паденьги. Церковь выст¬роена, видимо, по одному из типовых проектов в стиле позднего классицизма. Стены снаружи обшиты гладким тесом, укрепленным коваными гвоздями, на кото¬ром сохранились следа побелки. Оформление фасадов отличается характерной для позднего классицизма лаконичностью.
В традиционной продольно-осевой объемной композиции здания доминирует четверик храма, завершавшийся раньше восьмериком и перекрытый в настоящее время четырехскатной крышей. К четверику примыкают пониженные относитель¬но него и более узкие граненая апсида и прямоугольная паперть, вытяну¬тая поперек композиционной оси церкви и равная по высоте трапезной, а по ширине - храму. Над папертью прежде возвышалась колокольня, с запада при¬мыкало крыльцо под двухскатным навесом на деревянных столбах.
V'-tv.
Трапезная и паперть перекрыты двухскатной крышей, апсида - крышей вальмовой формы. Стены церкви завершены повалами, обшитыми тесом. В центре боковых фасадов храма, и трапезной помещены прямоугольные окна. Симметричность композиции акцентирована узкими вертикальными накладными профи¬лями на всю высоту четверика, фланкирующими окна, над которыми масляной краской изображены полукруглые окна.
Четверик разделен на два яруса фризом с ромбовидными на¬кладками, переходящим под повалы апсиды, трапезной и паперти. Такой же фриз проходит под повалом храма. Окнами прорезаны диагональные грани апсиды, а на восточной грани раньше помещался киот. Лаконичный . наружный декор дополнен строгими рамочными профилированными налични¬ками.
Внутри храм широкими прямоугольными проемами объединен с апсидой и трапезной. Трапезная раньше была связана с папертью широкой дверью.
В паперти около северной стены сохранилась деревянная лестница на колокольню. Потолки в церкви в настоящее время плоские, пол дощатый.
Утрачено завершение храма, колокольня над папертью и откидное крыльцо с запада. Заложены окна апсиды, северное окно паперти и западный дверной проем. Северное окно храма и южное окно паперти превращены в двери. К церкви с юга сделаны новые дощатые пристройки. Внутри подшиты потолки, заменен пол, изменено оформление интерьера.
Типичный для середины XIX века образец деревянной церкви в стиле позднего классицизма с характерным лаконичным декором фасадов.
Справка подготовлена на основе материалов архива ГАУ «Научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры».