Троицкая церковь с. Черевково
Троицкая церковь с. Черевково
31.08.2015
Успенская церковь находится к северу в 106 верстах от города Сольвычегодска и лежит на левом берегу реки Северной Двины. Существование свое восприяла она ранее семнадцатого столетия. Около половины XVII века уже были в Черевкове две церкви: холодная во имя Николая Мирликийского Чудотворца, - и теплая во имя Афанасия Великого и Кирилла, и приходских людей было уже восемьсот четыре человека, как свидетельствует писцовая книга. Обе эти церкви истреблены пожарами. (В Никольской церкви служил священномученик Пётр Черевковский)
Церковь Николая Чудотворца сгорела в 1657 году, о времени сгорения теплой церкви неизвестно. Вместо их построена была церковь во имя Пророка Илии, которая также сгорела, неизвестно когда. После этой 1691-го года построена и освящена, ныне существующая, холодная деревянная Успенская церковь. Она замечательна по своей древности, величественности и приличному благолепию, без поправки продолжающемуся до сего времени и по особенному благоговению к ней здешних жителей. Каменная холодная построена 1734 года и освящена тогда же, а вторично, при новом устройстве, 1802-го года. При ней два теплые придела каменные построены 1763 года, а освящены в 1768-м году и колокольня каменная же в связи с церковью. Теперь вся церковь имеет вид четвероугольника украшенного тремя куполами. Внутренность ее расположена крестообразно и заключает в себе три придела. В холодной престол во имя Живоначальной Троицы, над коим висит искусной резной работы золоченая сень, с живописью и четырьмя колоннами, поддерживающими оную. А над сенью в своде живописью изображено Всевидящее Око. Иконостас величественный, отличной резной работы и весь золочен. Иконы писаны прекрасной греческой кистью и от всех, посещающих этот храм заслуживает особенное уважение местная икона Воскресения Господня и другая по древности икона Живоначальной Троицы. Об ней повествуют, что ранее вышеозначенных церквей была церковь во имя Святой Троицы деревянная, находившаяся в полуверсте, которая сгорела от неизвестной причины и из всего церковного имущества вынесена одна только эта икона. В воспоминание чего церковь наша имеет святой обычай посещать это св. место крестными ходами с означенной иконой каждогодно пред литургией в день Пятидесятницы. Где совершается молебное соборное пение при многочисленном стечении поклонников. Стены в оной церкви и свод расписаны прекрасной живописью из евангельских происшествий. В теплой церкви, - в средине заключается обширная трапеза с иконостасом. С правой стороны придел во имя Пророка Божия Илии, в нем иконостас золоченый и иконы грческого письма. С левой, во имя Николая Мирликийского Чудотворца, в нем украшение весьма хорошее. Колокольня высока (около 30 сажен со шпилем) и звон богатый.
Церковно-историческое и статистическое описание церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии. 1854 год.
С давних времен Черевковский приход имел одну отличительную особенность от соседних. Она заключалась в том, что служба в храме проходила ежедневно и совершалась духовенством по очереди, в то время как в соседних приходах богослужение проводилось лишь в воскресные, праздничные и высокоторжественные дни.
С построением в Черевкове каменной Троицкой церкви зародился еще один местный обычай: в продолжение Великого поста в каждый воскресный и праздничный день совершалось крестное хождение в Успенскую церковь, где при многочисленном стечении народа служился молебен к Пресвятой Богородице.
На протяжении столетий в день Святой Троицы перед Литургиею прихожане посещали с крестным ходом место, где ранее стояла Троицкая пустынь, а в последствии после сооружения в1891 году на том месте часовни посещали оную с совершением торжественного молебна.
Революция 1917 года положила начало трагические событиям. Первым пострадало приходское кладбище, оно было закрыто и поругано еще в 1925 -1926 г.г., тогда же была разобрана и церковная ограда.
Во второй половине 1928 года Черевковский райисполком, согласовав свои действия с вышестоящим руководством, начал подготовительную работу по ликвидации приходских храмов. В 1931 году решили снять с колокольни ненавистный им крест. В 1932 году специально прибывшая из г. Котласа бригада сбросила колокола с церковной звонницы.
Тогда же, в начале тридцатых годов в целях дальнейшего «просвещения темных масс» храм Успения Пресвятой Богородицы просто-напросто разобрали на бревна, которые использовали для строительства на том же месте здания новой школы, открывшейся в 1936 году. А в знак глумления над всем святым, для пущей наглядности в фундамент строившейся школы были уложены собранные с приходского кладбища каменные надгробия с могил уважаемых земляков.
И всё же, несмотря на все ограничения и напасти последних лет, черевковская приходская община продолжала свою деятельность. Вопреки желаниям местных безбожников богослужения в Троицком храме не останавливались и совершались практически ежедневно.
Тогда в начале 1937 года Архангельский облисполком с подачи своих черевковских коллег предпринял попытку закрыть Троицкую церковь по причине её «ветхости» и «непрочности». Местные власти и сотрудники НКВД сфабриковали уголовное дело против бывшего тогда настоятелем Троицкой церкви протоиерея Николая Ивановича Кирикова и всего приходского актива. 25 сентября 1937 года Кирикова арестовали и после скорого суда отправили в «исправительно-трудовые лагеря».
Оставшаяся без духовного окормления община оказалась фактически обречена. Не теряя времени даром, черевковские безбожники в 1938 году приступили к его разрушению. Главный удар пришелся на церковную звонницу, в короткий срок разобранную до самого основания. Кирпич оставшийся от нее новая власть использовала на местные «стройки социализма», а большей частью для ремонта дороги, так как основная масса «полученного» материала была колотой. В связи с отсутствием ожидаемого экономического эффекта дальнейшее разрушение храма было прекращено, и безбожники наконец-то отступились от него, решив использовать здание церкви «более практично».
Решением президиума Архангельского облисполкома от 27 июля 1939 года за № 305 поруганный и полуразрушенный к этому времени Троицкий храм «по ходатайству» местных активистов официально закрыли. Оставшийся «культинвентарь» было предписано уничтожить, а здание самой церкви передать Черевковскому сельсовету для использования под овощехранилище и школьные мастерские.
Летом 1965 года была предпринята очередная попытка разобрать церковь на кирпичи. В результате чего были разрушены церковная трапеза и частично Ильинский придел.
В 70 – 80 г.г. в главном храме, окна которого были заделаны деревянными иконами, размещался склад, в Никольском приделе слесарные мастерские Черевковской средней школы, а у левой алтарной стены устроен общественный туалет.
Источник: сайт Архангельской и Холмогорской епархии
Церковь Николая Чудотворца сгорела в 1657 году, о времени сгорения теплой церкви неизвестно. Вместо их построена была церковь во имя Пророка Илии, которая также сгорела, неизвестно когда. После этой 1691-го года построена и освящена, ныне существующая, холодная деревянная Успенская церковь. Она замечательна по своей древности, величественности и приличному благолепию, без поправки продолжающемуся до сего времени и по особенному благоговению к ней здешних жителей. Каменная холодная построена 1734 года и освящена тогда же, а вторично, при новом устройстве, 1802-го года. При ней два теплые придела каменные построены 1763 года, а освящены в 1768-м году и колокольня каменная же в связи с церковью. Теперь вся церковь имеет вид четвероугольника украшенного тремя куполами. Внутренность ее расположена крестообразно и заключает в себе три придела. В холодной престол во имя Живоначальной Троицы, над коим висит искусной резной работы золоченая сень, с живописью и четырьмя колоннами, поддерживающими оную. А над сенью в своде живописью изображено Всевидящее Око. Иконостас величественный, отличной резной работы и весь золочен. Иконы писаны прекрасной греческой кистью и от всех, посещающих этот храм заслуживает особенное уважение местная икона Воскресения Господня и другая по древности икона Живоначальной Троицы. Об ней повествуют, что ранее вышеозначенных церквей была церковь во имя Святой Троицы деревянная, находившаяся в полуверсте, которая сгорела от неизвестной причины и из всего церковного имущества вынесена одна только эта икона. В воспоминание чего церковь наша имеет святой обычай посещать это св. место крестными ходами с означенной иконой каждогодно пред литургией в день Пятидесятницы. Где совершается молебное соборное пение при многочисленном стечении поклонников. Стены в оной церкви и свод расписаны прекрасной живописью из евангельских происшествий. В теплой церкви, - в средине заключается обширная трапеза с иконостасом. С правой стороны придел во имя Пророка Божия Илии, в нем иконостас золоченый и иконы грческого письма. С левой, во имя Николая Мирликийского Чудотворца, в нем украшение весьма хорошее. Колокольня высока (около 30 сажен со шпилем) и звон богатый.
Церковно-историческое и статистическое описание церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии. 1854 год.
С давних времен Черевковский приход имел одну отличительную особенность от соседних. Она заключалась в том, что служба в храме проходила ежедневно и совершалась духовенством по очереди, в то время как в соседних приходах богослужение проводилось лишь в воскресные, праздничные и высокоторжественные дни.
С построением в Черевкове каменной Троицкой церкви зародился еще один местный обычай: в продолжение Великого поста в каждый воскресный и праздничный день совершалось крестное хождение в Успенскую церковь, где при многочисленном стечении народа служился молебен к Пресвятой Богородице.
На протяжении столетий в день Святой Троицы перед Литургиею прихожане посещали с крестным ходом место, где ранее стояла Троицкая пустынь, а в последствии после сооружения в1891 году на том месте часовни посещали оную с совершением торжественного молебна.
Революция 1917 года положила начало трагические событиям. Первым пострадало приходское кладбище, оно было закрыто и поругано еще в 1925 -1926 г.г., тогда же была разобрана и церковная ограда.
Во второй половине 1928 года Черевковский райисполком, согласовав свои действия с вышестоящим руководством, начал подготовительную работу по ликвидации приходских храмов. В 1931 году решили снять с колокольни ненавистный им крест. В 1932 году специально прибывшая из г. Котласа бригада сбросила колокола с церковной звонницы.
Тогда же, в начале тридцатых годов в целях дальнейшего «просвещения темных масс» храм Успения Пресвятой Богородицы просто-напросто разобрали на бревна, которые использовали для строительства на том же месте здания новой школы, открывшейся в 1936 году. А в знак глумления над всем святым, для пущей наглядности в фундамент строившейся школы были уложены собранные с приходского кладбища каменные надгробия с могил уважаемых земляков.
И всё же, несмотря на все ограничения и напасти последних лет, черевковская приходская община продолжала свою деятельность. Вопреки желаниям местных безбожников богослужения в Троицком храме не останавливались и совершались практически ежедневно.
Тогда в начале 1937 года Архангельский облисполком с подачи своих черевковских коллег предпринял попытку закрыть Троицкую церковь по причине её «ветхости» и «непрочности». Местные власти и сотрудники НКВД сфабриковали уголовное дело против бывшего тогда настоятелем Троицкой церкви протоиерея Николая Ивановича Кирикова и всего приходского актива. 25 сентября 1937 года Кирикова арестовали и после скорого суда отправили в «исправительно-трудовые лагеря».
Оставшаяся без духовного окормления община оказалась фактически обречена. Не теряя времени даром, черевковские безбожники в 1938 году приступили к его разрушению. Главный удар пришелся на церковную звонницу, в короткий срок разобранную до самого основания. Кирпич оставшийся от нее новая власть использовала на местные «стройки социализма», а большей частью для ремонта дороги, так как основная масса «полученного» материала была колотой. В связи с отсутствием ожидаемого экономического эффекта дальнейшее разрушение храма было прекращено, и безбожники наконец-то отступились от него, решив использовать здание церкви «более практично».
Решением президиума Архангельского облисполкома от 27 июля 1939 года за № 305 поруганный и полуразрушенный к этому времени Троицкий храм «по ходатайству» местных активистов официально закрыли. Оставшийся «культинвентарь» было предписано уничтожить, а здание самой церкви передать Черевковскому сельсовету для использования под овощехранилище и школьные мастерские.
Летом 1965 года была предпринята очередная попытка разобрать церковь на кирпичи. В результате чего были разрушены церковная трапеза и частично Ильинский придел.
В 70 – 80 г.г. в главном храме, окна которого были заделаны деревянными иконами, размещался склад, в Никольском приделе слесарные мастерские Черевковской средней школы, а у левой алтарной стены устроен общественный туалет.
Источник: сайт Архангельской и Холмогорской епархии