Виртуальный музей
Новомучеников и исповедников
Земли Архангельской

Сайт создан по благословлению митрополита Архангельского
и Холмогорского Даниила

Преподобномученник Вениамин

12.10.2015

О. Бугачева

Преподобномученник Вениамин[1]

(в миру — Василий Васильевич Кононов)

Многие селения Холмогорского района опекает Свято-Троицкий Антониево-Сийский мужской монастырь, посёлок Брин-Наволок тоже попал под окормление этого духовного православного центра. «17апреля (день мученической смерти) 2000 года в посёлке Брин-Наволок было совершено освящение прихода в преподобномученников Вениамина и Никифора. Новый храм размещен в переданном Свято-Троицкому Антониево-Сийскому мужскому монастырю здании бывшей сплавконторы. До этого храма в посёлке не было. Монахи и местные жители переоборудовали здание. В 2004 году в новом храме в честь новомученника Вениамина, последнего настоятеля Соловецкого монастыря, была совершена первая Божественная Литургия. Литургию служил настоятель Антониево-Сийского монастыря архимандрит Трифон (Плотников). Теперь там регулярно совершаются Богослужения и таинства».

Архимандрит Вениамин (в миру — Василий Васильевич Кононов родился в1869, умер - 17 апреля 1928 г.) — священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря. Преподобномученик Вениамин родился в Шенкурском уезде Архангельской губернии в крестьянской семье. Еще в детстве он побывал в Соловецкой обители. Достигнув зрелого возраста, Василий отправился на Соловки. В 1893 году, при архимандрите Варлааме, он был принят в Спасо-Преображенский монастырь трудником. Через четыре года был определен в число послушников обители. Он учился в Соловецком училище, был благонравен и послушен. Василию давали послушания руководить хлебопекарней, заведовать расходной монастырской лавкой. В 1903 году был пострижен Соловецким архимандритом Иоанникием в монашество с именем Вениамин (в честь священномученика Вениамина Синайского). Инок отличался склонностью к уединению, любил церковную службу. Уже через два года Вениамин был рукоположен во иеродиакона, а в 1908 году — в сан иеромонаха. Он был определен к службе при святых мощах преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, и назначен законоучителем братского училища».

В декабре 1909 года умер духовник обители старец иеромонах Дамаскин. На собрании братии иеромонах Вениамин был избран новым духовником монастыря. В 1912 году после 19-ти летнего пребывания в Соловецкой обители, иеромонах Вениамин был назначен настоятелем Свято-Троицкого Антониево-Сийского мужского монастыря и возведен в сан архимандрита преосвященным Нафанаилом, епископом Архангельским. Архимандрит Вениамин управлял Антониевым Сийским монастырем пять лет. Святейший Синод в 1913 году наградил Вениамина наперсным крестом, а в 1916 — орденом Святой Анны. В Соловецкой обители в это время началась смута против настоятеля. В 1917 года Святейший Синод уволил настоятеля монастыря архимадрита Иоанникия. Насельники монастыря просили Вениамина стать начальником. Собор братии избрал архимандрита Вениамина настоятелем. В это время большевиками уже была развязана гражданская война, но на Соловках было спокойно, пока Белая армия удерживала фронт». До 1919 году жизнь в монастыре оставалась спокойной.

«Декрет Совнаркома об отделении Церкви от государства, изданный в 1918 году определил уничтожение монастырей и разграбление их собственности. Долг перед Господом и людьми обязывал архимандрита Вениамина и братию сохранять соловецкие святыни, укрывать и спасать имущество от большевиков. По указанию архимандрита Вениамина в многометровых стенах Спасо-Преображенского собора было сделано хранилище, где были упокоены святые мощи первооснователей монастыря — преподобных Зосимы и Савватия. Ценности из ризницы были спрятаны в стене Спасо-Преображенского собора и над алтарем Никольской церкви. Строились тайные хранилища продовольствия. Ближайшим помощником архимандрита Вениамина был иеромонах Никифор (Николай Иванович Кучин). Весной 1920 года окончательно установилась Советская власть и на Соловки прибыла Особая комиссия Архгубисполкома и Губревкома РКП(б) . В это время в монастыре жили 400 монахов и 200 послушников. Комиссию возглавлял М.С. Кедров. Ее целью было выявление «запасов оружия и продовольствия, принадлежавших буржуазии и ее пособникам». Но чекисты искали не только оружие, оставленное белогвардейцами и союзными войсками. Лето 1920 г. было последним летом с уставной монашеской жизни на Соловках. Осенью 1920 г. монастырь был закрыт. Монахов выгнали с Большого Соловецкого острова. Начался самый страшный в истории монастыря период — период систематического грабежа соловецких ценностей, дележки территорий и имущества между советскими организациями. Архимандрит Вениамин жаловался в Кемский продовольственный комитет, пытаясь защитить жизненно необходимую для обители часть имущества: «...если не достанется хлеба хотя бы на пятнадцать дней, все мы должны будем помереть с голоду на диком, суровом морском острове...».

В ответ обыски и грабеж приобрел новую силу. Среди оставшихся монахов нашлись предатели, сообщившие большевикам о скрытых ценностях. Председатель Архгубисполкома Попов распорядился «серебро заарестовать», а виновных в сокрытии наказать. На архимандрита Вениамина был составлен донос несколькими монахами. Донос их не спас — «новая» жизнь в монастыре начиналась открытием клуба Карла Маркса. В 1920 году монастырь еще существовал, но уже хозяйство обители было отобрано советским совхозом.

В конце 1920 года архимандрит Вениамин и его помощник иеромонах Никифор были арестованы чекистами по обвинению в сокрытии монастырских ценностей и хранении оружия. Их сослали на лесозаготовки в Холмогоры, но летом 1922 года выпустили. Архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор уехали в Архангельск в Соловецкое подворье. После разгона подворья их приютил архангелогородский врач и аптекарь Александр Алексеевич Левичев.

«Летом 1926 года, по совету бывшего послушника Соловецкого монастыря Степана Антонова, они перебрались в село Часовенское Архангельской области, но в самом селе жить не стали. В сорока километрах от ближайшего населенного пункта, деревни Коровкинской, они поставили себе лесную келлию. Небольшая изба стояла на высоком берегу Волкозера. В доме были только иконы и предметы обихода. Питались они рыбой и собранными в лесу грибами, ягодами. Дважды в год зимой к ним приезжал Сергей Антонов, оставляя необходимые продукты».

«4/17 апреля 1928 года во вторник Светлой седьмицы архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор были зверски убиты жителями села Часовенского 19-летним комсомольцем Владимиром Ивановым и дважды судимым бандитом 23-летним Степаном Ярыгиным с целью ограбления. Они считали, что именно там хранятся сокровища Соловецкого монастыря. Бандиты подошли к дому и начали стрелять в окно. В доме раздались стоны, но преступники побоялись войти внутрь (как они пояснили следствию: их охватил непонятный ужас). Тогда убийцы залезли на чердак и забрали все, что сумели там найти. После этого, они облили избушку керосином, найденном на чердаке, и подожгли».

9 июня 1928 года из Архангельска приехал Степан Антонов. На Волкозере он нашел сгоревшую избу и среди обгоревших бревен — два скелета. Совершал отпевание преподобномученников соловецкий иеромонах Елисей. Где погребены их остатки, до сих пор неизвестно.

Соловецкие архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор канонизированы Русской православной церковью в 2000 году в лике преподобномучеников, их память совершается в день их мученической кончины 4/17 апреля и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Соловецких 10/23 августа.

«В 2004 и 2005 годах на месте кончины архимандрита Вениамина и иеромонаха Никифора проведены обследование и раскопки участниками совместной экспедиции Соловецкого монастыря и Соловецкого отряда Морской Арктической комплексной экспедиции (МАКЭ). На месте сожженной избушки был установлен поклонный крест. На месте кончины преподобномученников у восточной стены избы обнаружены несколько кальцинированных фрагментов человеческих костей. Найдено более ста предметов, принадлежащих преподобным, в том числе кадило, чашка и т.д. Эти реликвии хранят на себе следы пламени, в котором приняли смерть за Христа преподобномученники Соловецкие. Все находки в 2006 году переданы на хранение в Церковно-археологический кабинет Соловецкой обители».



[1] Работа О. Бугачевай, ученицы МБОУ «Брин-Наволоцкая средняя общеобразовательная школа», выполнена в рамках «Детских Ломоносовских чтений». Руководитель – Янчук Е.Е.