Виртуальный музей
Новомучеников и исповедников
Земли Архангельской

Сайт создан по благословлению митрополита Архангельского
и Холмогорского Даниила

«Да приимет дух его Господь и вчинит в лики святых священномучеников!» (о протоиерее Николае Попове)

18.01.2015

 «Да приимет дух его Господь и вчинит в лики святых

священномучеников!»

Р. Петров

Протоиерей Николай Иванович Попов происходил из старинного северного священнического рода Поповых. Своим пастырским служением ничуть не умалил славы своего древнего рода. Родившись в 1856 году, 6 декабря – день памяти святителя Николая Чудотворца, он на протяжении всей жизни очень почитал своего небесного покровителя. После окончания Архангельской семинарии и принятии в 1879 году священного сана молодой священник успел послужить в нескольких приходах епархии, пока в 1893 году не получил назначения в Зачачьевский приход Холмогорского уезда, в котором прослужил двадцать один год. Служа в этом приходе, отец Николай все свои силы употребил для реставрации древнего приходского храма, освященного во имя святителя Николая, своего небесного покровителя.

Состояние деревянного здания, построенного в 1687 году, было плачевным: купол сильно наклонился к северу и грозил обрушением. Но все осложнялось отсутствием необходимых денежных средств. И только благодаря неутомимой пастырской деятельности отца Николая удалось собрать нужную сумму. В 1909 году церковное здание разобрали и в точности повторили из нового материала. Много сил и средств потребовалось для реставрации древнего пятиярусного иконостаса: промыт от копоти и пыли красочный слой на иконах, обновлены осыпавшиеся места. Также были восстановлены утраченные детали и заново позолочена резьба иконостаса. В результате проделанной кропотливой работы храм предстал во всем своем великолепии и красоте. Освящение храма состоялось 30 июня 1915 года. Чин освящения возглавил преосвященный Нафанаил (Троицкий), епископ Архангельский и Холмогорский. Прибыв в Зачачье и зайдя в Никольский храм, владыка воскликнул: «Ах, как прекрасно! Ах, как хорошо! Не видал таких по селам храмов!».

В 1914 году начинается новый и последний этап в пастырском служении отца Николая Попова. 2 июля 1914 года священник Николай Попов возводится в сан протоиерея с назначением на должность настоятеля Благовещенского собора города Шенкурска. Но уже в 1916 году из-за болезни отец Николай подает прошение об освобождении от должности настоятеля городского собора и 24 августа 1916 года назначается старшим священником в Шенкурский Свято-Троицкий женский монастырь.

… После октябрьского переворота 1917 года начались тяжёлые времена для Русской Православной Церкви. Еще 1 мая 1917 года в Шенкурский женский монастырь явилась «толпа крестьян с двумя вооруженными солдатами, с требованием открыть все монастырские кладовые для осмотра провизии». А 15 декабря этого же года «в 2 часа дня пришли восемь вооруженных солдат и два милиционера и осмотрели настоятельские кельи и монастырские кладовые». Зимой 1918 года большевики вторглись в Шенкурский женский монастырь. Для охраны монахинь и ценностей Шенкурского монастыря из горожан создано «Общество ревнителей и защитников Веры православной». На этот раз отстоять обитель удалось. В апреле 1918 года были конфискованы только лишь монастырские земельные угодья. Протоиерей Николай Попов в своих проповедях открыто призывал людей встать на защиту Шенкурского монастыря (сохранилось два фрагмента его проповедей датируемых 1 апреля и 2 мая 1918 года).

В неделю Торжества Православия, 24 марта 1918 года в Шенкурске прошел крестный ход по улицам города. А 5-6 июня 1918 года Шенкурск посетил епископ Архангельский и Холмогорский Нафанаил (Троицкий). В Троицком женском монастыре им были совершены: вечером – всенощное бдение, а утром литургия, после которой Владыка обратился к пастве со словом назидания и утешения.

В августе 1918 года, после высадки в Архангельске англичан и американцев, наметился коренной перелом в происходивших событиях. Белая армия к концу лета 1918 года вновь вступила в Шенкурск, спешно оставленный красными. А в сентябре в город вошли американцы. Таким образом, советская власть была свергнута. В Шенкурске создается укрепленный пункт белой армии. Казалось бы, всё: с советской властью покончено. Но в январе 1919 года войска красной армии с трёх сторон стали наступать на Шенкурск и через шесть дней боев, в ночь на 25 января, американцы и белогвардейцы, опасаясь попасть в окружение, оставили город и отступили на север. Большевики захватили ключевые позиции в Шенкурском уезде.

С 25 января 1919 года в Шенкурском женском монастыре и во всех городских церквях богослужения и колокольный звон запрещены. В игуменском корпусе монастыря разместился штаб красной армии. С 9 февраля проводить службы разрешили только в городском соборе. Начались расправы над населением, сотрудничавшим с белой армией. В эту категорию попал и старший священник Свято-Троицкого женского монастыря протоиерей Николай Иванович Попов. В местной газете от 8 февраля 1919 года опубликован приговор, вынесенный отцу Николаю: «Священника женского монастыря Николая Попова, позволившего себе кафедру проповедника использовать для политической агитации, молившегося в церкви за насильников англо-американцев и всуе призывавшего благословение церкви на иностранных захватчиков, … как предателя социалистического отечества и изменившего Советской России – расстрелять».

Подробности происшедшего мы узнаем из письма, написанного 11 февраля 1919 года одним из сыновей отца Николая Попова – иереем Алексеем в Киев своему брату иерею Василию: «Великое горе и испытание послал нам Господь: наш милый дорогой папа 5 февраля н. ст. здесь в Шенкурске в 8 часов вечера расстрелян. До сих пор не знаем, где зарыто тело его; похоронить пока не разрешают. Узнали мы об этом страшном событии 6 февраля после полудня. Мама от горя и слез потеряла сон и аппетит, почти совершенно больна … Да будет воля Божия! Я постарался от всей души простить всех виновников его смерти и примирится в душе с ними, и мне сразу легче стало на душе…».

В свою очередь священник Василий Попов, получив из Шенкурска известие о расстреле горячо любимого им отца, записал в своем дневнике:

«Не дрогнуло мое сердце, получив тягостную весть. Наоборот: возрадовался я духом тому, что Господь ниспослал дорогому папе венец мученический. Как древние христиане считали за счастье, если их родители или родственники кончали жизнь в мучениях за веру и с гордостью говорили некоторые из них: «я сын мученика!» - так ныне с гордостью могу и я заявить: «я сын священномученика!» Угнетает лишь одно сознание, что не нашли трупа …. Но, надеюсь, что Всещедрый Господь откроет его мощи и погребут его с подобающей честью … Да примет дух его Господь и вчинит в лики святых священномучеников !…»

На этом хотелось бы завершить повествование о новомученике протоиерее Николае Ивановиче Попове. Упокой, Господи, душу убиенного раба Твоего протоиерея Николая, прости ему вся согрешения вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное!