Виртуальный музей
Новомучеников и исповедников
Земли Архангельской

Сайт создан по благословлению митрополита Архангельского
и Холмогорского Даниила

Священномученики архимандриты Павел (Моисеев) и Феодосий (Соболев), иеромонахи Никодим (Щапков) и Серафим (Кулаков).

18.01.2015

                     И ПРОЛИЛАСЬ КРОВЬ ХРИСТИАН.

(Священномученики архимандриты Павел (Моисеев) и Феодосий (Соболев), иеромонахи Никодим (Щапков) и Серафим (Кулаков).

(Подготовила Суворова С.В.)

На высоком берегу близ устья реки Коряжемки, впадающей в реку Вычегду, расположился Сольвычегодский Коряжемский Николаевский монастыррь. Основал его преподобный Лонгин Коряжемский вместе со своим спутником и сотрудником Си -моном Сойгиным в 1535году. Пришли эти два инока в коряжемские леса, поставили здесь келью для пустынножительства, немного спустя, соорудили церковь во имя святого чудотворца Николая и дали начало новой обители, которая и стала называться Коряжемской Николаевской.

Знала она процветание и упадок. В 1896 году монастырь вновь обретя само-стоятельность, набрал как когда-то былую силу. С 1902 года возглавлял его архимандрит Павел.

Настоятель монастыря архимандрит Павел в миру именовался Иваном Яковлевичем Моисеевым. Родился в благочестивой крестьянской семье 16 февраля 1849 года в деревне Дресвищи Грязовецкого уезда Вологодской губернии.

С детства Иван познал трудности крестьянской жизни. В церковноприходскую школу ходить не довелось. Обучался грамоте самостоятельно. По Псалтири, подаренной когда-то к празднику, научился читать и писать. Детских забав и деревенских игрищ сторонился. В длинные зимние вечера любил читать жития святых и восхищался их подвигом. Для него единственным утешением были церковные праздники. Ждал их с нетерпением не потому, что в тягость был крестьянский труд. В храме он мог сбросить с себя земные оковы и уйти от жестокости и немилосердия этого мира. Среди непрестанных забот и внешних попечений он безуспешно искал покоя страдающей душе. Лишь в благолепном богослужении, в назидательной беседе и поучениях находил для себя отраду и утешение. Но церковная служба заканчивалась и нужно было возвращаться домой. Это возвращение с каждым разом, с каждым годом становилось все труднее и труднее. Так возникло желание проводить жизнь уединенно, в молитвенных трудах, чтении и богомыслии.

Решение "уйти в монахи" принял после длительного раздумья, в зрелом возрасте, когда минуло 30 лет. Видя стремление сына к жизни иной, духовной,

родители препятствий чинить не стали. Благословили.

Накануне Великого поста 19 марта 1880 года Иван был определен

послушником Павло-Обнорского монастыря, который находился в том же уезде, где

он родился и жил. Обитель расположена в красивой живописной долине, окруженной со всех сторон отлогими горами, и представляла собой уютный мирный уголок. В ней Иван бывал неоднократно.

Послушнический "искус" длился для него чуть больше полгода. 9 октября того же года в день празднования местночтимой Корсунской иконы Божией Матери Иван принял монашеский постриг с именем Павел.

Через месяц, 16 ноября рукоположен в иеродиакона, 24 июня 1881 года - во иеромонаха. Строгое трудовое крестьянское воспитание и природные умственные способности предопределили быстрое продвижение инока по ступеням монашеского служения.

С декабря 1881 года по поручению епархиального начальства иеромонах Павел полгода управлял монастырем и проявил себя рачительным хозяином.

Через полтора года его утвердили в должности казначея и как опытного в духовной жизни иеромонаха духовником того же монастыря. В 1889 году за усердную службу о. Павел получил первую награду - набедренник. Рос авторитет иеромонаха.

Через полгода ему было поручено исполнять должность настоятеля Николаево–Прилуцкого монастыря, что свидетельствует о признании его не только духовных, но и административных способностей. Пребывая на этой должности, о. Павел снискал любовь и уважение братии. В 1896 года его как пользующегося всеобщим уважением духовника определили временно исполнять должность благочинного монастырей Велико-Устюгского викариатства, а спустя два года он утвержден в этой должности. Будучи благочинным, о. Павел большое внимание уделял духовному руководству, этому важному условию иноческой жизни, был истинным отцом для монахов. Здесь проявился его недюжинный дар жертвенной и сострадательной любви, умение направлять души ко спасению и врачевать их от страстей. Вскоре его назначают настоятелем Николаево–Прилуцкого монастыря.

Много забот и стараний положил он для улучшения благосостояния вверенной ему обители. За эту полезную деятельность 24 июня 1898 года епископ Велико-Устюгский Гавриил возвел иеромонаха Павла в сан игумена и вручил ему посох. Через год по представлению Алексия епископа Вологодского и Тотемского, за

усердные труды во славу Святой Церкви он был награжден наперсным крестом.

13 марта 1902 года игумен Павел возглавил Сольвычегодский Коряжемский Николаевский монастырь, где он служил до мученической кончины. И в этом монастыре, будучи его настоятелем, о. Павел становится крепкой нравственной опорой для братии. За заслуги по духовному ведомству по указу Вологодской духовной консистории 6 октября 1908 года неутомимый труженик и ревностный молитвенник игумен Павел награжден орденом Св. Анны 3-й степени.

Словом утешения, ободрением и вразумлением старался поддержать насель-ников слабых духом, помогал им приблизиться к Богу.

В день празднования Владимирской иконы Божией Матери епископ Велико-Устюгский Алексий (Бельковский) 21 мая 1914 года возвел игумена Павла в сан архимандрита.

Стремясь к высшей жизни духовной, отец Павел прошел все ступени монастырского служения, стал примером трудолюбия, кротости и смирения. Постепенно он превращался в мудрого и любвеобильного попечителя о вверившихся ему душах.

Жизнь в монастыре текла своим чередом и, казалось, ничто не сможет нарушить её размеренный ход.

В октябре1917 года в России грянула пролетарская революция. В воздухе повисла тревога. Декрет советской власти, отделившей Церковь от государства, её лишь усиливал. Поэтому поводу и прибыл к архимандриту Павлу из г. Сольвычегодска, бывший на покое архимандрит Введенского монастыря Феодосий, убеленный сединами 76-летний старец.

А тревожиться было от чего. И сюда в северную глубинку докатились известия о расстрелах церквей и соборов Московского Кремля, о разграблении Александро-Невской Лавры, об избиении монахов и убийстве большевиками Киевского митрополита Владимира.

. Какая же участь уготована им?

Архимандрит Феодосий в миру Феодор Соболев родился 11 сентября 1842 года. Его отец священник Жаровской Петропавловской церкви Вельского уезда Вологодской губернии Доримидонт Алексеевич Соболев, был сыном священника, матушка Ольга Алексеевна –диаконской дочерью.

Воспитывался Феодор в семье, где свято хранили православные традиции. В основу воспитания детей, а их было у Доримедонта шестеро были положены труд и молитва, любовь к Богу и Церкви.

Отец учил их поститься, относиться ко всем с любовью и терпением. Родители священномученика Феодосия отличались нестяжанием. В своем приходе о. Доримедонт организовал обучение крестьянских мальчиков грамоте. Причем обучал их безвозмездно. Из-за отсутствия помещения занятия с детьми проводил в своем доме. Матушка, Ольга была сподвижницей в делах своего мужа. Занимая должность помощницы при домашней школе, трудилась на этом поприще так же безвозмездно. Когда старший брат Феодора Константин поступил в Вологодскую Духовную семинарию, он после окончания Духовного училища последовал его примеру. В душе Феодора жило пламенное желание посвятить себя на служение Богу и людям. Примером ревностного служения Святой Церкви был для него горячо любимые им родители.

В 1864 году окончив Вологодскую Духовную семинарию, Феодор обзавелся семьей. 22 ноября 1864 года епископ Вологодский и Тотемский Христофор рукопо-

ложил его во священника и определил к Тотемской городской Успенской церкви.

Своей искренней верой, смирением и простотой он быстро завоевал любовь паствы, которой отдавал все свое время и силы. В 1869 году за усердную службу о. Феодор был награжден набедренником.

В том же году назначен на должность учителя латинского языка в Тотемское духовное училище "с увольнением от обязанностей приходского священника и причислением к Тотемскому Богоявленскому собору». Новую должность о. Феодор исполнял столь исправно, что ревизор Святейшего Синода М.Х...Григоревский, инспектировавший Духовное училище в1875году, объявил ему одобрение за

успешное преподавание латинского языка.

В марте 1876 года его определили членом духовно-училищного правления и делопроизводителем, а вскоре и священником к Тотемской тюремной Богородице –Скорбященской церкви. За усердное и полезное служение по духовно - училищному ведомству его наградили бархатной фиолетовой скуфьей.

Много лет живя в супружестве о. Феодор желал иметь детей, но Господь не давал исполниться его желанию. Он увидел в этом Божью волю, призывающую его к особому христианскому подвигу.

Вскоре о. Феодора постигло тяжкое горе – безвременная кончина жены. Овдовев, он всего себя без остатка отдает на служение Богу. По прошению

3 ноября 1879 года его причислили к братству Тотемского Спасо-Суморина

монастыря Вологодской губернии. Через год утвердили казначеем. В этом же монастыре о. Феодор 6 марта 1881 года принимает монашеский постриг с именем Феодосий. Повинуясь Гласу Божию, начинает стяжать опыт духовно-аскетической жизни, для преодоления возникающих трудностей на пути монашеского подвига.

В 1885 года иеромонах Феодосий назначается в Вологодский Спасо- При-

луцкий монастырь для исправления должности настоятеля, с которой справлялся успешно и через два с половиной года, он утверждается в должности настоятеля Кадниковского Дионисие - Глушицкого монастыря той же губернии, с возведением в

сан игумена. С некоторых пор бремя должности стало тяготить его. Исполнение сложных настоятельских обязанностей вызывали в душе смятение и игумен Феодосий вскоре подает прошение об освобождении его от должности настоятеля и просит возвратить его в Спасо-Суморин монастырь, где обрел душевное равновесие и покой после утраты жены.

Просьба игумена была удовлетворена и в декабре 1889 г. он возвращается в Спасл-Суморин монастырь. В этой обители в обстановке постоянного отеческого духовного внимания и врачевания он преодолел мучившие его скорби. Через год о. Феодосий был определен на должность духовника братии монастыря, а. в 1892 году- законоучителем Тотемской Спасо -Суморинской церковно-приходской школы. В просветительстве он видел спасение и понимал, как его не хватает простому народу. Уже в следующем году его труды «по законоучительству» в Спасо - Суморинской школе замечены, игумен Феодосий «награжден от Святейшего Синода книгой - Святой Библией». Четыре года пребывал он на этом служении.

В1896 году о. Феодосий перемещен на должность настоятеля в Грязовецкий Арсениево - Комельский монастырь и спустя два года за заслуги по духовному ведомству Святейшим Синодом награждается наперсным крестом.

Через пять лет новое назначение - Устюгский Михаило - Архангельский монастырь, где определен на должность духовника учеников Устюгского духовного училища, монашествующей братии Михаило – Архангельского и сестер женского Иоанно - Предтеченского монастырей.

В 1902 году игумен Феодосий перемещается в Устюгский Николаево- Прилуцкий монастырь настоятелем и вскоре утверждается в должности благочинного мужских и женских монастырей Велико - Устюгского викариатства. За труды по духовному ведомству в 1905 года он награжден орденом Св. Анны 3-й степени.

В сентябре 1907 года игумен Феодосий определен на должность настоятеля Сольвычегодского Введенского монастыря, в ноябре того же года епископом Велико -Устюгским Алексеем ( Бельковским) возведен в сан архимандрита.

1912 году за беспримерное служение Церкви Божией и в связи с 70-летием архимандрит Павел Всемилостивейше награжден орденом Св. Анны 2-й степени. Преклонные лета и слабость здоровья позволили архимандриту Феодосию обратиться с прошением об освобождении его от должности.

13 сентября 1916 года Указом Священного Синода он был уволен от долж -ности настоятеля Сольвычегодского Введенского монастыря. Пребывая на покое

в этой же обителе, о. Феодосий от дел монастырских не отошел, вносил свою посильную лепту для её процветания.

Изменение государственного строя в России глубоко переживал. В августе 1918 года поехал в Сольвычегодский Коряжемский Николаевский монастырь обсудить с его наместником архимандритом Павлом грядущие перемены.

Иеромонахи Никодим и Серафим прибыли в Сольвычегодский Коряжемский монастырь из других монастырей в разное время.

Иеромонах Никодим в миру Николай Щапков родился 20 октября 1852 года в Великом Устюге Вологодской губернии в семье устюгского мещанина Константина Ивановича и жены его Татьяны Львовны. Родители, будучи глубоко верующими людьми, воспитывали сына в религиозном духе. Мальчик рос богобоязненным, смиренным и кротким. В доме родителей он обучился читать и писать. Освоив грамоту, все свободное время проводил за чтением. Время шло, пора было и какое-то ремесло постигать, но Николай, кроме книг в руки ничего не брал. Заботы о попечении внешнем тяготили его. И он решил уйти в монастырь

С согласия родителей в 20 лет Николай покинул отчий дом и поехал постигать азы монашеской жизни в один из отдаленных в Вологодской губернии Троицкий Стефано-Ульяновский монастырь, расположенный в Усть-Сысольском уезде. По молодости лет в монастырь Николая принять отказались. Однако, видя его искреннюю и твердую решимость остаться в обители, определили трудником.

И началась для Николая жизнь в монастыре, полная всяческих испытаний.

Какие только послушания ему не поручали, все исполнял добросовестно, со смирением и кротостью. Все его радовало в обители строгость заведенного порядка, милосердие и сострадательность насельников, их умение утешать страждущих, поддерживать слабых, помогать бедным.

Почти десять лет Николай проходил испытание на способность к монашескому

подвигу. Вероятно, считали, что в молодых летах принять столь важное решение

юноша не мог. В тот длительный период испытания он не только не усомнился, но еще более утвердился в правильности избранного им пути.

В 1883 году он был определен послушником монастыря с исполнением сапожного послушания, которое он исполнял прилежно с присущей ему добросовестностью. В 33 года день попразднства Преображения Господня, 7 августа 1886 года Николай принял монашеский постриг с именем Никодим. Спустя год, его рукоположили во иеродиакона, 25 мая 1896 года, в день памяти апостола и евангелиста Марка - во иеромонаха.

Через год указом по В-Устюгскому духовному правлению отец Никодим был перемещен в Николаевский Коряжемский монастырь. За трудолюбие и усердие на духовном поприще в 1899 году награжден набедренником. Своим примерным поведением и полезной пастырской службой о. Никодим снискал уважение насельников. В 1903 году его утверждают в должностях казначея, духовника и благочинного монастыря. В 1908 году награждают наперсным крестом. Его жизнь в монастыре шла своим чередом.

Иеромонах Серафим в миру Николай прибыл в Николаевский Коряжемский монастырь 1904 году будучи послушником Николаевского Прилуцкого монастыря Вологодской губернии.

Родился он в семье благочестивого крестьянина Костромской губернии Галичского уезда Якова Кулакова в 1874 году. С малых лет обитал при церкви. Здесь обучился чтению и письму. А когда у мальчика обнаружился хороший голос, клиросное послушание стало для него основным занятием, которое исполнял он с огромной радостью.

В двадцать четыре года с благословения отца ушел в монастырь.

С 1898 года Николай стал трудиться в Николаевом Прилуцком монастыре, через год был определен его послушником. В течение пяти лет пребывал он в этом монастыре, неся клиросное и келейное послушания. По указу В-Устюгского духовного правления Николай был перемещен в Николаевский Коряжемский монастырь, где 14 марта 1904 года в 30-летнем возрасте принял монашеский постриг с именем "Серафим". Послушание выполнял прежнее – клиросное.

Через два года был рукоположен во иеродиакона, 1июля 1907 года – во иеромонаха. За заслуги по духовному ведомству 22 марта 1914 года был

награжден набедренником. Отец Серафим отдавал всего себя на служение Богу и иного пути для себя не представлял.

Октябрь 1917 года нарушил установленный в обители порядок. С некоторых пор в монастыре поселился представитель новой власти, именуемый комендантом монастыря. О своих полномочиях он не распространялся, в жизнь обители особо не вмешивался.

27 сентября 1918 года в день Воздвижение Креста Господня в монастыре было праздничное богослужение. После окончания службы присутствующие ждали напутственного слова настоятеля. Архимандрит Павел, проведший в монастырях почти 40 лет, понимал, что в нынешнее смутное время их обитель, как и другие, ожидают тяжкие испытания, а потому призвал всех, пребывающих в ней молить Господа, чтобы даровал он силы, для несения каждому креста своего.

Не думал отец Павел, что уже через два дня ему и его сотоварищам придется пройти это испытание.

23 сентября 1918 года в Сольвычегодскую чрезвычайную комиссию поступило заявление от неграмотного гражданина дер. Нарадцева В-Устюгского уезда, что в Яренском уезде на берегу реки Черны в лесных избушках охотников и лесопромышленников "проживают какие-то богатые люди, по-видимому, скрываются буржуи". Кроме того, он сообщил, что в Коряжемском монастыре, где ему пришлось заночевать, также имелись "такие сомнительные типы, от чего-то укрывающиеся".

Это заявление и послужило поводом для поездки властей в Николаевский Коряжемский монастырь.

30 сентября в монастырь нагрянули военком и члены Сольвычегодской чрезвычайной комиссии.

Как стали разворачиваться события, свидетельствует, имеющаяся в деле, выписка из журнала этой комиссии. Из выписки следует, что "по приезде в монастырь чрезвычайная комиссия требовала администрацию монастыря "…выдать все потайники, где, что хранится, как-то деньги и т.п. На что администрация оказала сопротивление и своим сопротивлением выразила неподчинение существующей власти…"

В чем конкретно выразилось это сопротивление в журнале отразить не удосужились. А может быть его и не было. ?Протоколов допроса как таковых в деле не имеется. Нет в деле и сведений о допрошенных. В нем есть лишь один

документ, проливающий свет на происходившие в монастыре допросы.. В нем на одном листе комендант монастыря уместил показания всех тех, кто, по мнению чрезвычайной комиссии выразил существующей советской власти неподчинение. Их пятеро.

Какие вопросы задавались при допросе этих лиц в протоколе не записано. Записано в нем следующее:

архимандрита Николо-Коряжемского монастыря Павла ответ:

- На все вопросы игумен Павел отвечал отрицательно, говоря, что больше ничего не находится в монастыре. Архимандрит Павел.

иеромонаха Никодима ответ: "Тоже ни в чем не сознавался. На все вопросы отвечал отрицательно". Иеромонах Никодим.

.иеромонаха Серафима ответ: "Тоже ни в чем не признается, говоря, что ни чем не заведовал. Иеромонах Серафим.

архимандрита Феодосия ответ: " В монастырские дела не вмешивался и жил отдельно. Архимандрит Феодосий.

Чего добивался, что хотел узнать у допрашиваемых комендант можно лишь догадываться, можно лишь предполагать. Чтобы узаконить бесчинство в монастыре, необходим был повод. И он был найден.

Сольвычегодская чрезвычайная комиссия причислила к администрации Николаевского Коряжемского монастыря, не занимавшегося его хозяйственной деятельностью иеромонаха Серафима, находившегося на покое архимандрита Сольвычегодского Введенского монастыря Феодосия и приехавшего в обитель архангельского гражданина Ганичева.

Расправа была узаконена постановлением Сольвычегодской чрезвычайной комиссией, из её выписки следует, что

"обвиняемых в неподчинении советской власти, упомянутых в настоящем постановлении лиц, которые являются главарями противной банды" архимандрита Павла, архимандрита Феодосия, иеромонахов Серафима, Никодима и архангельского купца Ганичева – расстрелять.

Расстрелять за что? За то, что не отдали имущество монастыря? Но какое? Убранство монастырских церквей, часовни, облачения и церковная утварь было

не тронуты. Они, на сей раз, комиссию не интересовали, ей нужны были деньги, те деньги, которые пожертвованы на содержание обители. При обыске как их не искали, но не нашли. Ничего не смогли добиться и от старцев, как их не терзали.

И так велико было желание сломить монастырский дух, продемонстрировать свою силу, что, не дождавшись утверждения принятого решения, с непокорными расправились.

В деле имеется акт, который свидетельствует о том, что постановление комиссии в тот же день исполнено, что удостоверили своими подписями исполнители и свидетели этого расстрела.

Потом, после расстрела Сольвычегодская чрезвычайная комиссия пред- ставит на утверждение .Котласской чрезвычайной комиссии свое постановление вместе с актом о расстреле и "дело" администрации Коряжемского монастыря " в объеме нескольких листов.

С того кровавого дня прошло 85 лет, но только теперь с Божьей помощью, благодаря усилиям и в результате многотрудных поисков архивистов гг. Архангельска, Вологды, Великого Устюга, Костромы удалось установить полные имена тех, кто принял мученическую кончину.

В 2 часа по полудни 30 сентября 1918 года по дороге из Коряжемского монастыря на одном из пустынных островов по реке Вычегде были расстреляны: на 77 году жизни, находившийся на покое архимандрит Сольвычегодского Введенского монастыря Феодосий (Соболев), на 70 году жизни архимандрит Николаевского Коряжемского монастыря Павел (Моисеев), иеромонахи этого же монастыря 65-летний Никодим (Щапков), 45-летний Серафим (Кулаков) и житель г. Архангельск 64-летний Павел Ганичев.

Упокой, Господи, души невинно убиенных.

27 декабря 2005 года Священным Синодом Русской Православной Церкви

архимандриты Павел (Моисеев) и Феодосий (Соболев), иеромонахи Никодим(Щапков) и Серафим (Кулаков) включены в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века.

Светлана Суворова.