Виртуальный музей
Новомучеников и исповедников
Земли Архангельской

Сайт создан по благословлению митрополита Архангельского
и Холмогорского Даниила

Одигитриевская церковь д. Пустынь


Одигитриевская церковь д. Пустынь
26.08.2015
Богородская, что в Христофоровой пустыне церковь, отстоит от города Сольвычегодска к юго-востоку в 27-ми верстах. Она расположена на горном берегу речки Малой Коряжемки, и окружена лесами.
Основатель оной пустыни был преподобный Христофор, ученик и постриженец преподобного Лонгина, основателя и настоятеля Николаево-Коряжемского монастыря, в котором и был он в числе братства. По кончине учителя своего (преподобный Лонгин скончался в 1540-м году февраля 10 дня) проживши еще 10-ть лет в монастыре, преподобный Христофор наконец решился искать себе пустынного уединения и нашел вышепомянутое место в верху речки Малой Коряжемки, поселился сперва там один. Потом начали сходиться к нему послужники, и принимать от него пострижение, а наконец около (7063) 1555-го года составилась в его местопребывании под его начальством обитель, и была построена деревянная церковь во имя       Пресвятой Богородицы Одигитрии иконы, которую преподобный Христофор первоначально принес на сие место с собой, и от коей притом происходили многие исцеления молящимся. Обитель сия, до того времени никому неизвестная, вскоре прославилась примерным житием трудников, и притом открывшимся близ оной за речкой Коряжемкой на восточной стороне от церкви в 150-ти саженях целебным источником, от воды которого и царица Анастасия, супруга царя Иоанна Васильевича, получила облегчение от болезни. Сие обратило особливое внимание и усердие самого царя, который наградил пришедшего на тот случай в Москву Христофора щедрым подарком на строение.
         По прибытию в свою пустынь и по окончании всего обительного здания, преподобный Христофор в (7080) 1572-м году оставил братию свою, тайно отошел, и где скрылся, или каким образом скончался, осталось никому неизвестно. После его вскоре распустилась и опустела сия обитель, и как икона Пресвятой Богородицы Одигитрия, так и всё церковное имущество перенесено было в Николаево-Коряжемский монастырь, где икона находилась 12-ть лет в Николаевской церкви. А потом около (7092) 1584-го года Коряжемским игуменом Иовом с братией икона сия принесена была на прежнее ее местопребывание, и на том же пустынном месте построена ими новая деревянная церковь во имя сей иконы, которая в сей церкви и была поставлена.
        Вблизи сей церкви вскоре, именно в 1585-м году, иждивением Николаево-Коряжемского монастыря построена и в том же году освящена Варлаамом, епископом Вологодским и Велико-Пермским, другая деревянная во имя Введения Божией Матери церковь, которая будучи перестроена 1823 года, существует и поныне.
        Вместо деревянной во имя Одигитрии Божией Матери Смоленской основана в 1763-м году настоящая каменная одноэтажная теплая, в то же именование, церковь, которая в 1770-м году игуменом Николаево-Коряжемского монастыря Варлаамом Подъяковым и освящена.
         Пустынь сия была прежде приписана к Коряжемскому монастырю и состояла под управлением одного настоятеля. А со времени учреждения штатов 1764-го года обращена в приходскую церковь, а причта положено быть при ней одному клиру без диакона.
         В теплой церкви иконостав в двух ставах. Из икон достойны внимания:
•    1-я - пятичный стоящий по северную царских врат сторону образ Пресвятой Богородицы Смоленской Одигитрии с Предвечным Младенцем в киоте за стеклом с чудесами. На нем венцы с короной золоченые; свет, риза и поля серебряные кованые, по ризе вынизано хорошим жемчугом, камнями и разными ставками, а вокруг обложен сребренным золоченым гайтаном.
•     2-я - образ Одигитрии Божией Матери с Предвечным Младенцем. На нем возглавие и ожерелье жемчужное, венцы сребренные золоченые чеканные, риза свет и поле сребряные кованые белые, весом 12-ть фунтов 59 золотников. У образа сего внизу на ризе находится надпись: «Украшен в Устюге Великом Боголюбческим подаянием в 1795-м году июля 6-го дня».

В холодной церкви во имя Введения Пресвятой Богородицы, на задней стороне доски образа Коронования Божией Матери, стоящего за левым клиросом, положена надпись: «1702-го года июня 13-го дня. Сей образ строил Богородице в пустыню посадский человек Иван Андреев Белых. Писал многогрешный Иван Кондаков.
        На южной стороне сих церквей отдельно стоит деревянная осмигранная колокольня, на которой находятся, между прочими, два небольших колокола, литых 1640-го года.
        Над целебным источником издавна устроена деревянная часовня, в которую, при многочисленном стечении народа, для поклонения чудотворной иконе бывает крестный ход для отправления с водосвятием три раза в год: в 9-ю по Пасхе пятницу, в 28-е июля в день праздника Одигитрии Божией Матери и в день Рождества Пресвятой Богородицы 8-е сентября.
Чудотворный образ Одигитрия Божией Матери, по указным повелениям, каждогодно к 9-му воскресению по Пасхе носится в город Сольвычегодск, где, по усердию граждан, и находится целую седмицу (как об этом сказано в статье о крестных хождениях).

Церковно-историческое и статистическое описание церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии. 1854 год.

По материалам сайта «Sobory.ru».

Фотографии – собственность ГАУ «НПЦ по охране памятников истории и культуры».