Виртуальный музей
Новомучеников и исповедников
Земли Архангельской

Сайт создан по благословлению митрополита Архангельского
и Холмогорского Даниила
Кожеозерский монастырь. История до ХХ века

Кожеозерский монастырь. История до ХХ века


Кожеозерский монастырь. История до ХХ века
05.10.2015
Богоявленский Кожеозерский (Кожеезерский) монастырь - православный мужской монастырь на Лопском полуострове, омываемом водами Кожозера. Первые сведения о нем имеются в купчей от местного крестьянина Максима Павлова на приобретение у него монахами земли: "...отдал я Максим все те три полянки священнику Нифонту да строителю старцу Серапиону Богоявленского монастыря по своих родителех впоминовение вечно. А у сей даной свидетели сидели добрые люди Пиельской волости. Даную писал... прилуцкой дьячок церковной Еремко Онфимов лета 7071 мсца мая в 4 ден". Следовательно, 4 мая 1563 г. была уже обитель.
Считается, что монастырь основан преподобным Нифонтом и Серапионом Кожеезерскими в 1560 году. О первом иноке Кожеозерской обители иеромонахе Нифонте сведения очень скупы, известно только, что он происходил из Ошевенского монастыря. Он удалился на озеро Кожу, построил там часовенку и одиноко подвизался, проводя время в трудах и молитвах - и тем положил начало Кожеозерской обители. Вскоре здесь появились и первые строители, которые своими стараниями превратили маленькую пустынь в известный монастырь. Первым пришел к Нифонту Серапион.
Удивительна и загадочна судьба преподобного Серапиона (+1611). Он был из знатной татарской семьи царства Казанского - Турсас Ксангарович. После завоевания Казани в 1552 г. Иваном Грозным, он был вывезен вместе с родственниками в Москву, и стал жить в доме боярина Захарии Ивановича Плещеева, который приходился родственником юному пленнику по линии жены. Здесь он был крещен под именем Сергия в честь преподобного Сергия Радонежского. Приняв православную веру, Сергий возгорел желанием высшего совершенства. Земная слава и богатство не прельщали его, падение родины говорило ему о тленности всего земного. Он оставил родных, Москву и стал странствовать по святым местам русским. После пяти лет странствий Сергий пришел на берега озера Кожи, где в дремучем лесу уже несколько лет жил пустынник Нифонт. От него же Сергий принял монашество с именем Серапион. У Нифонта он нашел тот желанный покой, которого так давно искала душа. Слава о подвигах пустынников распространилась. Мало-помалу образовалось значительное общежитие, наполненное заботами о монастырском хозяйстве.
30 сентября 1585 года Иван Грозный специальной грамотой пожаловал обители Лопский остров на Кожеозере, а вокруг него «матерой земли о четырех верстах». Но официально монастырь был признан только при приемнике Грозного Фёдоре Иоанновиче.
В смутное время удаленность монастыря обернулась ему во благо: шайки польских интервентов и "русских воров", разорявшие обители Поонежья, до Кожеозера не дошли. В эти годы, ища тишины и уединения на взбудораженной русской земле, на Кожеозеро уходит чудовский постриженник Никодим, который прославился святостью своей жизни и многими чудесами. На Кожеозеро он приходит в 1607 г. и поселяется поодаль от монастыря на реке Хозьюге, которая после смерти Никодима в 1640 г. была названа Никодимкой. Там он и прожил в одиночестве более тридцати лет.
Никодим Кожеозерский (или Хозьюгский) (+1640) является самым известным святым Кожеозерского монастыря и небесным его покровителем. В 1662 г. он был причислен клику православных святых. Его мощи находились в монастырском храме Богоявления Господня и привлекали большое количество верующих. В христианском мире народное почитание подвижника как правило предшествует церковной канонизации. Основанием для нее были и остаются: жизнь и подвиги святого и чудеса. Мы потому довольно хорошо знаем о жизни Никодима потому, что она описана в житии, составленном его учеником Иваном Дятлевым, в монашестве Иоаковом, который "описал подробно жизнь и чудеса преподобного Никодима - языком славянским».
Житие Никодима Кожеозерского интересно местным северорусским колоритом, стремлением отразить психологию героев повествования. Оно содержит в себе четыре основных раздела:
1. Жизнь в мире.
2. Жизнь в Чудовой и Кожеозерской обителях.
3. Жизнь в Хозьюгской пустыни.
4. Кончина преподобного Никодима.
Начало повествования очень похоже на житие Сергия Радонежского. Так же как и Варфоломею, отроку Никите было видение в поле. Когда он пас стадо, то услышал голос: "Никодим! Никодим!". Оглянувшись и никого не увидя, Никита понял, что это был голос божественный, обращенный именно к нему, и устрашился.
Никита рано потерял родителей, претерпел много тяжелых испытаний, мытарств в миру. Однажды на трапезе он случайно "вкусил отравы", приготовленной для хозяина злодейкой женой и только чудом остался жив. Божественное призвание привело Никиту в Чудов монастырь. После сорокадневного поста и многих послушаний, архимандрит Пафнутий "облек его в ангельский образ и назвал Никодимом в честь преподобного Никодима, просфорника Печерского". Это произошло 31 октября 1595 г. - тогда исполнился голос, пророчески назвавший Никиту Никодимом!
После святого Никодима в монастыре осталась икона Богоматери «Неопалимая Купина», которую Никодиму в 1605 году пожаловал Пафнутий, митрополит Сарский и Подонский.
В начале XVII века Борис Годунов сослал в монастырь своего политического противника Ивана Сицкого; здесь его насильно постригли в монахи. Князь Иван Васильевич Сицкий был заметной исторической фигурой. В 1601 году, будучи воеводой в Астрахани, арестован и доставлен в оковах в Москву, затем сослан в Кожеозерский монастырь, жену его разлучили с ним и сослали в Сумскую пустынь. Князь Иван состоял в дружбе с Федором Никтичем Романовым, за что, повидимому, и пострадал. (С.М. Соловьев. История России.)
В 1630-х годах в обитель перешёл будущий патриарх Никон. Прежде чем попасть в Кожеозерский монастырь, монах Никон подвизался в Троицком скиту на острове Анзер Соловецкого монастыря, но в 1639 г. покидает его. На лодке он направляется по Белому морю к устью р. Онега. Буря застигает его у берегов Кийского архипелага и выбрасывает на один из небольших островов с южной стороны главного острова. Здесь Никон в благодарность о своем спасении ставит крест, на месте которого впоследствии, будучи патриархом, построит Кийский Крестный монастырь. Перебравшись на материк, он приходит в Кожеозерский монастырь. Может потому, что эти места были более глухими, пустынными, или может быть имя святого, недавно почившего - Никодима, притягивало. Звали Никона в миру так же как и Никодима - Никитой. Так или иначе, Никон поселился на одном из островов озера Коже.
Стремление к преобразованиям и творчеству у Никона проявилась и в этом монастыре, здесь началась ранняя строительная деятельность будущего патриарха, любовь к возведению построек: "Он же намеренного своего острова дошед и на нем келию своими руками устроив, наче жити чином Анзерской пустыни". С одной стороны – хочу жить, как Елеазар Анзерский. С другой – хочу всё переделать на свой лад, как «мне Бог на душу положил».
С 1643 по 1646 г. Никон возглавляет монастырь, став его игуменом. В эти годы обитель расцветает, число братии достигает ста человек. Никон обладал незаурядными организаторскими способностями. Возможно, он имел далеко идущие планы, осуществить. которые пробовал в этом монастыре. Мысль о Соловецком монастыре не покидала Никона. Несогласие с Анзерским старцем Елеазаром, который не мог ужиться с творчески ярким и деятельным Никоном, имело более глубокие корни – оно отражало мировоззрение Никона, особенности строения его души.
За время жизни на Соловках у Никона сформировался взгляд на взаимоотношения церкви и государства. Он видел, что в Соловецком монастыре уже давно оседали опальные силы. Нужно было найти такую силу, которую можно было бы противопоставить могучему Соловецкому монастырю. Это он и пытался осуществить, будучи игуменом Кожеозерского монастыря. Но затем перед Никоном открылись широчайшие возможности, вследствие которых Кожеозерский монастырь был покинут им. Будучи по делам монастыря в Москве, Никон наладил здесь бойкую торговлю солью и красной рыбой. Именно в это время он познакомился с будущим царём - семнадцатилетним Алексеем Михайловичем. В 1646 году, вскоре после восшествия на престол (1645), царь попросил патриарха Иосифа возвести Никона в сан архимандрита и назначить его настоятелем столичного Новоспасского монастыря, и , вскоре после этого он становится "собинным другом" царя, а с 1652 г. патриархом всея Руси. Чем это обернулось для России, мы знаем.
А Кожеозерский монастырь, забытый во времена церковных реформ и значительных строек на Севере, был окончательно упразднен в 1764 г. после издания Екатериной II нового штата монастырей.
В 1853 году Кожеозерская пустынь была восстановлена трудами ревнителей благочестия. Мысль о восстановлении её возникла одновременно у нескольких лиц. В 1848 году преосвященный Варлаам посетил пустынь, изучил её прошлое по сохранившимся грамотам, еще несколько раз посетил ее зимой и твердо решил восстановить ее. Скоро он нашел и человека, кото-рый посвятил себя этому делу всецело. То был управлявший Соловецким подворьем в  Архангельске иеромонах Митрофан (Правоторов). Митрофан еще ранее имело ту же мысль и сносился по этому поводу с духовенством Троице-Сергевой лавры. В 1849 г. Митрофан и его брат Пармен были уволены из Соловецкаго монастыря в епархиальное ведомство. Пармен был назначен временно строителем Никольскаго монастыря, а Митрофан  отправился на Кожеозеро, вместе с послушником Троицкой лавры Львом.
30 сентября Митрофан пришел в пустынь и нашел одни развалины, а в Покров отслужил там первую литургию и молебен преподобному Никодиму. Иноки—их было 5,—сначала поселились в курной избе, а потом купили и устроили новую, обширную келью. В следующем году у них был и ночевал сам преосвященный Варлаам. На прощанье он благословил их иконою Успения Божьей Матери с преп. Антонием и Феодосием Печерскими. При этом Владыка сказал: «Я не нашел более, чем  благословить вас, как иконою Успения Божьей Матери. Ею благословил меня митрополит Киевский Филарет на архангельскую епархию. а я благословляю вас возобновить обитель Кожеозерскую. Со временем вы выстроите каменный храм».
На следующий год Митрофан по рекомендации угрешских старцев  обратился к известному благотворителю того времени, фабриканту — Павлу Матвеевичу Александрову,  и тот пожертвовал на открытие пустыни 10.000 рублей, а это дало возможность вести в монастыре серьёзное строительство.
В 1884 году случилось в монастыре настоящее злодейство. Двое из проживающих в монастыре трудников, Григорий Рядцин и Николай Щипунов, ограбили и зажгли Богоявленскую церковь. Церковь сгорала со всеми  достопамятностями: шубою пaтpиapxa 1оасафа I, мантиею и жезлом преп. Никодима.
Беда есть беда, но после пожара пустынь как-бы возродилась. Указом Синода от 26 ноября 1885г.  игуменом был назначен соловецкий наместник иеромонах Питирим.
Неуклонно строгое проведение им в жизнь иноков соловецкого устава и внимательный надзор подняли нравственный уровень в монастыре на должную высоту.
В 1885 году из часовни над гробницей св. Серапиона устроена каменная церковь во имя Иоанна Предтечи.
Постепенно исправляются или заменяются новыми братские и хозяйственные постройки; так устроен прекрасный скотный двор, но самое главное из всех дел игумена Питирима есть, несомненно, устройство прекрасной проезжей дороги, где раньше были только болота, да тропинки до обители от онежского почтового тракта изъ деревни Корельский.
К концу XIX века в монастыре было 25 монахов во главе с архимандритом. К этому времени в обители находились две каменных (Богоявленская и Предтеческая) и одна деревянная церкви. В деревянном храме хранились мощи преподобного Никодима Хозьюгского.

Справка подготовлена по материалам сайтов «Sobory.ru» и «WWW.liveinternet.ru» и с использованием извлечений из книги Александра Кононова (архимандрита Никодима) «Судьбы Кожеозерской Богоявленской пустыни Архангельской епархии».

Иллюстрации:
1.    Игумен Митрофан;
2.    Игумен Питерим;
3.    Древняя схема монастыря;
4.    Преподобный Никодим Кожеозерский;
5.    Патриарх Никон;
6.    Вид на монастырь сверху;
7.    Преподобные Аврамий и Серапион.